Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

После обращения самарского омбудсмена Ирины Скуповой в прокуратуру Самарской области были выявлены грубейшие нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовного дела в отношении двух членов поисково-археологического отряда.

К Уполномоченному по правам человека в Самарской области Ирине Скуповой обратились двое жителей  Тольятти с жалобой на несогласие с возбужденнием на них уголовного дела, в рамках которого они обвинялись по ч.2 ст. 164 УК РФ – «Хищение предметов, имеющих особую историческую и культурную ценность». По данной статье двум археологам-любителям грозило до 15 лет лишения свободы.

Жалоб на несогласие с возбужденным уголовным делом в адрес омбудсмана приходит много. По большей части - это попытка избежать заслуженного наказания, но иногда – вполне обоснованная жалоба на грубое нарушение личных и имущественных прав. Просьба о помощи со стороны археологов именно второй случай.

Давние друзья Денис и Константин увлекаются различными историческими артефактами. Только в отличие от «черных копателей» и «черных археологов» они не разоряют захоронения, не  перекапывают заповедники, не стараются первыми освоить природные объекты культурного наследия.

Осенью 2010 года друзья решили исследовать недавно открывшееся дно реки Уса, недалеко от деревни Муранка, Шигонского района. Денис взял  с собой из дома несколько предметов старины, которые были подарены ему друзьями, чтобы иметь возможность в случае находки сличить найденные артефакты с уже имеющимися. Прибыв на место,  и не обнаружив никаких информационных  табличек (которые присутствуют в местах, имеющих археологическую или историческую ценность), археологи-любители  начали исследовать место при помощи металлоискателя. Но так как на улице была минусовая температура, то копать они не стали - земля была промерзшая.

Уже вечером к археологам подошли сотрудники линейного отдела милиции в речном  порту г. Тольятти и сказали, что на данном месте находиться нельзя, так как это- территория археологического памятника. Тогда Денис и Константин заметили, что если данная территория  - государственный археологический памятник, то почему нет никаких опознавательных знаков. Милиционерам нечего было на это ответить. Но, тем не менее, приятелей задержали, предметы, которые были у Дениса, изъяли, а позже возбудили уголовное дело за ущерб, причиненный государству в результате археологических раскопок.

При этом старший следователь Следственного Управления при средневолжском Линейном управлении внутренних дел на транспорте (СУ при средневолжском ЛУВДт) подполковник юстиции Ольга Селянина не приняла во внимание ряд важных фактов, свидетельствующих о незаконности и необоснованности привлечения тольяттинцев к уголовной ответственности.

1. Археологи не знали, что находятся на территории вновь выявленного (в сентябре 2010 года) объекта культурного наследия, так как какие-либо таблички на данном месте отсутствовали.

По информации Министерства культуры Самарской области следует, что в реестре отсутствует информация о наличии на указанном месте вновь выявленного археологического объекта. Данный факт  указывал на неправильность квалификации действий  и на необоснованность привлечения  тольяттинцев к уголовной ответственности. К слову, даже администрации Шигонского района было неизвестно  о наличии памятника «Муранское селище» на территории района.

2.  Почвоведческая экспертиза подтвердила, что друзья ничего не выкапывали, т.к. на изъятых предметах нет почвы, но следователь упорно игнорировала это факт.

3.  Искусствоведческая экспертиза, которая признала изъятые предметы культурными ценностями, сделана не объективно.

Исходя из времени, указанного в экспертном заключении, следует, что если указанное в заключении время разделить на количество исследованных предметов, то получается, что на изучение одного предмета эксперт затратил в среднем около одной минуты. Видимо поэтому стоимость каждого предмета была в разы выше, нежели в официальных каталогах.

Но и тут следователь отказала в ходатайстве провести повторную экспертизу.

4. Все обвинение следствия построено на предположениях и показаниях сотрудников милиции, которые уверяли, что наблюдали за задержанными из машин. При этом никаких видео- или фото материалов, подтверждающих слова милиционеров, предъявлено не было. Но это не главное -  такое наблюдение было фактически невозможно, так как были сумерки, а Денис и Константин были в рыбацком камуфляже и находились на расстоянии более 1 км от того места, которое указали милиционеры.

В ходе следствия милиционеры неоднократно меняли свои показания. Это происходило каждый раз, как тольяттинцы заявляли ходатайства, где приводили доводы, подтверждающую их невиновность.

5. Биллинг телефонных разговоров указывает место и время расположения Дениса и Константина на момент задержания, которое в свою очередь, не соответствует указанной в протоколе информации, в том числе составление протокола осмотра места происшествия. Кроме того, протокол осмотра места происшествия был составлен в отделении милиции за 100 км. от места задержания.

На все эти противоречия Ирина Скупова указала в своем обращении к Прокурору Самарской области Юрию Денисову.

В результате проверки, проведенной транспортной прокуратурой (по заданию областной прокуратуры) были выявлены  «грубейшие  нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства при расследовании данного уголовного дела, по результатам которой начальнику Следственного управления УТ МВД по ПФО внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства и поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

Куйбышевскому транспортному прокурору дано указание о возвращении указанного уголовного дела в СУ при Средневолжском ЛУВДТ для дополнительного расследования».

В отношении Константина уголовное преследование прекращено. В отношении Дениса  процессуальное решение пока не принято.

Уполномоченный по правам человека будет держать ситуацию на контроле до полного ее разрешения.

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03