Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Анонсы

Дата Анонс
23.04.2024 23 апреля запланирован выездной прием жителей г. Кинель
26.04.2024 26 апреля в селе Александровка Большеглушицкого района состоится выездной прием граждан и будет организовано оказание бесплатной юридической помощи
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания наказания: мифы и реальность

Правовое просвещение

Условно-досрочное освобождение – это наиболее реальный шанс для осужденного выйти на свободу, не отбывая полностью весь назначенный судом срок наказания.

В аппарат Уполномоченного по правам человека в Самарской области довольно часто поступают обращения осуждённых, связанные с применением условно-досрочного освобождения. Анализ содержания указанных обращений показывает, что при подготовке ходатайств об условно-досрочном освобождении осуждённые повторяют одни и те же достаточно распространенные ошибки. Так, например, некоторые осуждённые, слабо ориентируясь в требованиях законодательства, регламентирующих порядок применения условно-досрочного освобождения, при подготовке ходатайств пользуются распространенными заблуждениями и всевозможными мифами.

В данном издании приводятся ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы осуждённых, касающиеся условно-досрочного освобождения.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

О.Д. Гальцова

 

Миф первый:

«Осуждённый, отбывший определённую часть наказания, получает право на условно-досрочное освобождение».

Реальность:

Смысл условно-досрочного освобождения заключается в непосредственном выражении государством конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости и законности, изложенных в части 3 статьи 50 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что каждый осуждённый за совершение преступления имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Право осуждённого просить о смягчении наказания может означать не только замену одного вида наказания на другой, более мягкий, но и возможность освобождения от отбывания наказания, хотя и при соблюдении определенных условий.

Таким образом, у осуждённого, отбывшего определенную часть срока наказания в виде лишения свободы, возникает не право на условно-досрочное освобождение, а право на обращение в суд с ходатайством о рассмотрении возможности условно-досрочного освобождения.

Миф второй:

«По некоторым составам преступления условно-досрочное освобождение не применяется».

Реальность:

Законодательство Российской Федерации не делает исключения для отдельных преступлений. В соответствии со ст. 79 УК РФ возможность применения условно-досрочного освобождения распространяется на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части.

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, могут обращаться с ходатайством только после фактического отбытия не менее одной трети срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких преступлений, только после фактического отбытия не менее половины срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение особо тяжких преступлений, могут обращаться с ходатайством только после фактического отбытия не менее двух третей срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы, ранее уже освобождавшихся условно-досрочно, если условно-досрочное освобождение было отменено в связи с совершением ими нарушения общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, злостного уклонения от исполнения обязанностей, возложенных судом, а так же в случае совершения преступления в период не отбытого срока, могут претендовать на повторное условно-досрочное освобождение только после фактического отбытия не менее двух третей срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в отношении которых ранее условно-досрочное освобождение отменялось по любой из имеющихся у них непогашенных судимостей, могут обращаться с ходатайством только после фактического отбытия двух третей нового срока наказания.

- Осуждённые, отбывающие наказание за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления террористической направленности (ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5 УК РФ) и организацию преступного сообщества или преступной организации, а так же участие в них (ст.210 УК РФ), могут обращаться с ходатайством только после фактического отбытия не менее трех четвертей срока наказания;

- Осуждённые, отбывающие наказание за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, только после фактического отбытия не менее четырех пятых срока наказания.

Миф третий:

«Для того чтобы обратиться с ходатайством осуждённый должен фактически отбыть в одном и том же исправительном учреждении не менее шести месяцев»

Реальность:

Действительно, согласно требованиям п. 4 ст. 79 УК РФ, фактический отбытый срок лишения свободы, после которого осуждённый может обращаться с ходатайством об условно-досрочном освобождении, не должен быть менее шести месяцев. Но это значит, что осуждённый должен отбыть не менее шести месяцев лишения свободы всего, а не только в одном исправительном учреждении.

Миф четвертый:

«Обращение с ходатайством об условно-досрочном освобождении непосредственно в суд, минуя администрацию исправительного учреждения, ускорит процедуру его рассмотрения».

Реальность:

Законодательство Российской Федерации не лишает осуждённого или его адвоката права на обращение с ходатайством об условно-досрочном освобождении непосредственно в суд.

Вопреки ожиданиям это не ускорит процедуру рассмотрения ходатайства, а напротив её удлинит, так как, получив ходатайство суд должен вынести определение о его направлении администрации исправительного учреждения. Согласно ст.175 УИК РФ именно на администрацию возложены обязанности по направлению в суд характеристики на осужденного, которая должна содержать в себе сведения о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течении всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, о возмещении причиненного преступлением вреда, а также заключение о целесообразности условно-досрочного освобождения.

Только после этого ходатайство вместе с характеристикой и личным делом может быть направлено в суд для рассмотрения по существу.

Миф пятый:

«При рассмотрении в суде ходатайства об условно-досрочном освобождении участие защитника обязательно»

Реальность:

Обязательное участие защитника при рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении требованиями законодательства не предусмотрено. Однако, осуждённый может заключить договор с адвокатом и пригласить его для подготовки ходатайства и участия в судебном заседании. При отсутствии у осуждённого возможности оплачивать услуги адвоката, он может обратиться в палату адвокатов с просьбой о выделении ему для оказания бесплатной юридической помощи защитника по назначению.

Миф шестой:

«На вынесение судом положительного решения о применении условно-досрочного освобождения  влияют  наличие  у осужденного малолетних детей, больных родственников, состояние его здоровья,  а также ходатайства каких-либо организаций и должностных лиц».

Реальность:

Наличие у осуждённого малолетних детей, больных родственников  и состояние его здоровья  не являются основанием для условно-досрочного освобождения, так как эти обстоятельства не могут характеризовать осуждённого и не свидетельствуют об его исправлении. По этой же причине не являются доказательством того, что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания и ходатайства каких-либо организаций и должностных лиц.

На решение суда о применении условно-досрочного освобождения положительное влияние могут оказать мнение администрации исправительного учреждения, подтверждающее добросовестное отношение осужденного к труду, возмещение им причиненного вреда, соблюдение установленного порядка отбывания наказания, перевод в облегченные условия отбывания наказания. Положительным фактором является также наличие у осуждённого постоянного места жительства и документальное подтверждение трудоустройства после освобождения.

Вывод суда о том, что осуждённый для своего исправления не нуждается в полном отбывании наказания, должен быть основан на всестороннем изучении данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления.

Дисциплинарные взыскания, наложенные на осуждённого за весь период отбывания наказания, подлежат оценке судом в совокупности с другими характеризующими данными. При этом наличие или отсутствие взысканий не может служить как препятствием, так и безусловным основанием для применения условно-досрочного освобождения.

Миф седьмой:

«Представитель органов прокуратуры, участвующий в рассмотрении ходатайства, не имеет права возражать против применения условно-досрочного освобождения и его мнение является для суда решающим».

Реальность:

Согласно требованиям ч.6 ст.399 УПК РФ прокурор вправе участвовать в судебном заседании по рассмотрению ходатайств осуждённых об условно-досрочном освобождении. В то же время, требованиями ст.32 Федерального закона от 17.01.1992г. №22202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложена обязанность осуществления надзора за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Таким образом, участие прокурора в судебном заседании по рассмотрению ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении является одновременно его правом и обязанностью. Позиция представителя органов прокуратуры в отношении возможности применения условно-досрочного освобождения, базируется на изучении материалов, характеризующих осужденного в период отбывания наказания и является его внутренним убеждением, которое он не только в праве, но и обязан довести до сведения суда. Мнение представителя органов прокуратуры  учитывается судом при вынесении постановления, хотя и не является для него решающим.

 

Есть вопросы? Обращайтесь!

Уполномоченный по правам человека в Самарской области – Ольга Дмитриевна Гальцова

Вы можете написать письмо по адресу: 443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75 или по электронной почте: Ombudsnan.Samara@yandex.ru

Прийти на консультацию в приемную граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20. Ежедневно в приемной работают консультанты Уполномоченного по правам человека в Самарской области. Личный прием Уполномоченного – по средам. Предварительная запись по телефону: (846) 337-29-03.

 

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03