Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

"Право на гражданство, свободу передвижения и выбор места жительства"

Из доклада 2012

 

Раздел 3.5. Право на гражданство, свободу передвижения и выбор места жительства

 

«Я обращаюсь к Вам с просьбой помочь мне в сложившейся трудной жизненной ситуации. Жена больна сахарным диабетом, живет на инсулине… Дочь тяжело больна, онкология почек. Нет ни у кого российских документов, соответственно не можем ни работать, ни лечиться, ни получить инвалидность. Чиновники службы ОУФМС Сергиевского района рекомендуют мне и моей семье депортироваться в Грузию, из-за отсутствия гражданства РФ, несмотря на то, что я проживаю на территории России с 1988 года...»

(Из обращения Б. Вх. № 276/Б-12 от 26.03.2012 г.)

В 2012 году на федеральном уровне были приняты системные решения в сфере межнациональных и миграционных отношений. Одним из первых после инаугурации Президента Российской Федерации стал Указ от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». Во исполнение которого был создан совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ, утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, разработан комплекс мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, в законодательство введен обязательный экзамен по русскому языку для трудящихся мигрантов, установлена ответственность за нарушение требований миграционного законодательства Российской Федерации. Все эти меры стали ответом на многие вызовы и конфликты предыдущего периода. Вместе с тем, многие хронические проблемы, вызванные сложностью законодательства и дискреционной правоприменительной практикой, сохраняются.

В 2012 году к Уполномоченному по правам человека по вопросам гражданства поступило 143 обращения, из них 130 в письменном и электронном виде, 13 устных.

Проблемы и практики 2012 года, или Бес гражданства

Ранее в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека о проблемах в реализации конституционных прав и свобод человека в Самарской области отражались сложности в получении российских паспортов бывшими гражданами СССР, не по своей вине не имевших документального подтверждения принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ по советскому паспорту после определенной федеральным законом даты – 6 февраля 1992 года – не предполагалось автоматическое принятие их в гражданство Российской Федерации[1]. Однако люди, длительное время проживающие в России, добросовестно считали себя гражданами этого государства. Они самостоятельно обустроились, нашли работу, приобрели жилье, получали и реализовывали все принадлежащие российским гражданам права, исполняли перед государством обязательства (платили налоги) и вдруг в одночасье превратились в нелегалов, когда обратились за заменой паспорта старого образца на новый, либо по его утере.

Особенно шокирующей оказалась ситуация для лиц, которые все-таки обменяли паспорт, на основании нового паспорта получили заграничный паспорт, страховое пенсионное свидетельство, водительское удостоверение, а впоследствии выяснилось, что паспорт им был выдан незаконно и они не являются гражданами Российской Федерации.

Причем российские паспорта им выдавались не кем-нибудь, а сотрудниками паспортной визовой службы органа внутренних дел. У граждан изымали «недействительный» документ, удостоверяющий личность, и рекомендовали пройти процедуру приобретения российского гражданства в установленном законом порядке через разрешение на временное проживание, вид на жительство.

Наиболее критичным по отказам в гражданстве Российской Федерации был 2011 год: отказано 373 заявителям; из них 370 заявлений было отклонено по основанию, связанному с использованием подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. В 2012 году на территории Самарской области гражданство в упрощенном порядке получили 1 492 человека (в 2011 году – 1095 человек), тогда как отказано в удовлетворении заявлений о приеме в гражданство в 2012 году лишь 8 заявителям[2].

В докладах Уполномоченного по правам человека неоднократно указывалось о необходимости «миграционной амнистии» для тех лиц, которые были не по своей вине ошибочно документированы паспортами гражданина Российской Федерации. И только в ноябре 2012 года проблема тех, кто в течение длительного времени проживал на территории России, но гражданства Российской Федерации не имел, эта проблема была решена на федеральном уровне[3]. Для тех, кому по закону положено урегулирование правового статуса, как заверяют в Управлении Федеральной миграционной службы России по Самарской области, срок оформления документов сократили с шести до двух месяцев. В нашем регионе такое право возникает у 2254 человек, из которых 138 человек уже подали заявления о приеме в гражданство России[4].

В целом, данный правовой механизм вполне успешно реализуется на практике и существенно упрощает бюрократические процедуры. Например, к Уполномоченному по правам человека на личном приеме, состоявшемся в Кошкинском районе Самарской области в октябре 2012 года, обратилась Т., мать – одиночка двух малолетних детей (3 лет и 2 месяцев) с просьбой оказать содействие в получении гражданства Российской Федерации и российского паспорта[5]. Т. является уроженкой Узбекской ССР, прибыла в Россию в Кошкинский район Самарской области в 1994 году, где ранее проживали ее родители и где она сама проживает в настоящее время. Для прохождения процедуры по оформлению российского гражданства Т. необходимо было сначала предоставить в орган миграционного учета медицинские документы, подтверждающие, что она не является наркозависимым лицом и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Указанное медицинское обследование в силу тяжелого материального положения заявительница пройти не могла.

Уполномоченный обратился в Управление Федеральной миграционной службы России по Самарской области и в министерство здравоохранения Самарской области с просьбой рассмотреть возможность освободить Т. от оплаты медицинского освидетельствования. Но к этому времени как раз вступил в законную силу Федеральный закон от 12.11.2012 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации», и заявительнице было рекомендовано обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Справки и деньги не понадобились.

Вместе с тем, поскольку положения главы VIII.1 вышеуказанного Федерального закона применяются только до 1 января 2017 года, в зоне риска находятся осужденные и лица, отбывшие наказание. Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении гражданства отклоняются, если заявители имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории России или за ее пределами; если они осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы[6].

В адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение Г. с просьбой оказать содействие в решении его вопроса по получению гражданства Российской Федерации[7]. Заявитель родился в 1974 году в Азербайджанской республике, в г. Баку. По настоящее время документирован паспортом СССР образца 1974 года. Официально зарегистрирован на территории Российской Федерации 14 апреля 1992 года. В 2005 году Г. был осужден за особо тяжкое преступление сроком до 1 сентября 2010 года. В 2009 году он был досрочно освобожден. Г. дважды обращался в суд с ходатайством о снятии судимости по приговору суда от 14.12.2005 года, но решениями Автозаводского районного суда г. Тольятти и судебной коллегии по уголовным делам Самарского областного суда в удовлетворении ходатайства отказывалось. Судимость у Г. будет погашена только в 2018 году. Соответственно, до этого времени он не может быть признан гражданином Российской Федерации.

Не трудно предвидеть критический настрой оппонентов: незачем беспокоиться о преступниках, пусть убираются на свою историческую Родину. Но должна отметить, что без документов они не смогут пересечь границу. А оставаясь в России, без паспорта наш заявитель не имеет возможности трудоустроиться, содержать себя и помогать своей престарелой матери (коренной самарчанке). Отсутствие же работы и источников дохода, особенно с учетом негативного жизненного опыта – это путь обратно, в криминальную среду.

Необходимо сказать, что в Управлении Федеральной миграционной службы России по Самарской области весьма внимательно и индивидуально подходят к вопросам, связанным с тяжелыми жизненными ситуациями заявителей в условиях оформления ими гражданства Российской Федерации и стараются с учетом имеющихся полномочий решать их в пользу обратившихся.

На личный прием Уполномоченного по правам человека обратилась Н. с просьбой оказать содействие в решении вопроса о приеме в гражданство Российской Федерации без прохождения тестирования на знание русского языка[8]. Заявительница переехала в Самарскую область из Республики Казахстан в 1997 году, получила российский паспорт. Когда выяснилось, что в миграционном органе отсутствуют некоторые документы, Н. вновь пришлось оформлять российское гражданство. Вид на жительство заявительница уже получила. Но для того, чтобы получить гражданство повторно, заявительнице необходимо было пройти тестирование по определению знаний по русскому языку[9], стоимость которого составляет 5300 руб. Указанное требование возмущало заявительницу, поскольку она проживает в России 15 лет, работает в образовательном учреждении с 2001 года, хорошо знает русский язык.

После обращения Уполномоченного по правам человека в адрес Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области вопрос заявительницы был решен.

Вместе с тем, имеют место совершенно вопиющие ситуации, когда человек лишается гражданства в связи с выявлением фактов ненадлежащего оформления документов не по его вине.

С криком о помощи в решении вопроса гражданства Российской Федерации и получении российского паспорта в адрес Уполномоченного по правам человека обратилась гражданка Ф[10]. В Республике Казахстан через фирму-посредника в 1998 году заявительница приобрела гражданство Российской Федерации. Так поступали многие, тем более что фирма располагалась прямо в здании республиканского Правительства, что указывало на ее легальный статус. Ф. переехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, устроилась на работу. На основании справки о приобретении гражданства Российской Федерации, оформленной Консульским отделом Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан, ей в 2002 году был выдан российский паспорт. По достижении 45-летнего возраста она в сентябре 2011 года для замены паспорта гражданина Российской Федерации обратилась в отдел миграционной службы  Железнодорожного района г. Самары, где вдруг выяснилось, что паспорт гражданина Российской Федерации заявительнице был выдан незаконно.

Кроме того, в отношении нее за использование заведомо подложного документа (справки Консульского отдела Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан) было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. Приговором районного суда Ф. была осуждена с назначением наказания в виде штрафа, судом апелляционной инстанции приговор суда оставлен без изменения. В итоге по отношению к человеку, 14 лет законопослушно прожившему в России и работавшему на должности государственной гражданской службы, которому все 14 лет государство не предъявляло никаких претензий,  вдруг в одночасье совершается бюрократическая казнь, оставив без документов, без работы, без средств к существованию и объявив мошенницей.

Хотелось бы отметить, что обвинение Ф. строится, в основном, на ответе Консульского отдела Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан в Алма-Ате об отсутствии сведений о принятии заявительницей российского гражданства и на сравнении печатей на справках о приобретении гражданства России на территории Республики Казахстан, выданных иным гражданам. Однако при производстве сравнительной трассологической экспертизы оттиск печати на справке Ф. сравнивался не с подлинной печатью, а с печатями на других справках. Сведения о количестве экземпляров печати, существовавших в Консульском отделе Посольства Российской Федерации в тот период отсутствуют. А существенные противоречия между разными заключениями экспертов и вовсе заставляют усомниться в справедливости приговора.

В ситуации, когда в судебном заседании устанавливаются противоречия между заключениями экспертов, суд обязан или устранить их путем назначения дополнительной экспертизы или, если противоречия не устранимы, истолковать их в пользу обвиняемой[11]. Но главное, если документальных оснований для признания Ф. гражданкой Российской Федерации не существовало, то почему за это несет ответственность только она, а не сотрудники миграционной службы, выдавшие ей паспорт 14 лет назад?!

И совсем убийственной является ситуация, когда в полном соответствии с законом престарелых или тяжело больных людей, прикованных к постели, живущих на гроши, вынуждают лично обратиться в Федеральную миграционную службу России, то есть ехать в Москву и оформлять там документы. На какие средства?! Где жить в Москве?! Как жить в столице без документов?! Как вообще физически это можно сделать, если люди не могут передвигаться даже по квартире?!

Именно в такой ситуации оказалась семья Б., в интересах которой обратился депутат Самарской Губернской Думы Ракитин С.В. с просьбой оказать содействие в получении заявителем и членами его семьи вида на жительство и гражданства Российской Федерации[12].

Б., 1964 года рождения, уроженец Грузинской ССР, на территории Российской Федерации постоянно проживает с 1988 года, то есть более 20 лет. Данный юридический факт установлен решением суда от 14.02.2007 года. Б. документирован паспортом гражданина СССР. С 12.11.1995 года состоит на воинском учете в районном военкомате (с учета его так никто и не снимал). В отношении детей Б. и его супруги также установлен юридический факт постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1995 года по настоящее время. Гражданство Республики Грузия ни Б., ни члены его семьи никогда не приобретали. Б. обращался в уполномоченные органы с заявлением о получении гражданства Российской Федерации, либо статуса лица без гражданства, однако положительного разрешения вопроса не последовало.

В настоящее время семья Б. находится в трудной жизненной ситуации. Отсутствие документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, не позволяет ему устроиться на работу и содержать семью, двое из которых (супруга и дочь) имеют серьезные заболевания и нуждаются в постоянном получении лекарств. Практически все заработанные деньги (случайными заработками) уходят на покупку лекарств супруге и дочери. Отсутствие у заявителей российских паспортов не позволяет им иметь медицинский полис и получать необходимое лечение бесплатно. В настоящее время врачи одной из самарских больниц, понимая безвыходную ситуацию данной семьи, пошли на уступки и разрешили дочери Б. бесплатно пройти курс лечения, с последующим предоставлением документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации.

Обращение в интересах Б. и членов его семьи направлялось Уполномоченным по правам человека для рассмотрения по компетенции в Управление Федеральной миграционной службы России по Самарской области. Но указанный уполномоченный орган непреклонен. Заявителю и членам его семьи необходимо выехать в г. Москву, где в секции интересов Грузии при Посольстве Швейцарии в Российской Федерации оформить документы, удостоверяющие личность или свидетельство на возвращение в Республику Грузия. И только после документирования Б. и членов его семьи национальными паспортами предлагалось рассмотреть вопрос о прохождении в установленном законом порядке процедуры по получению гражданства Российской Федерации. После обращения Уполномоченного по правам человека в адрес директора Федеральной миграционной службы России Ромодановскому К.О. им было дано соответствующее поручение Управлению Федеральной миграционной службы России по Самарской области. Во исполнение поручения Б. был признан гражданином Российской Федерации, в отношении его супруги и детей было принято решение об определении их правового статуса как лиц без гражданства. Полагаю, что в соответствии с внесенными поправками в законодательство в ближайшем времени будет решен вопрос и о признании гражданами Российской Федерации членов семьи Б. Прогремевший на всю страну прецедент, когда известный актер Жерар Депардье, желающий избежать высоких налогов на имущество во Франции, получил российский паспорт всего за несколько дней, делает особенно несправедливыми ситуации, когда люди, много лет живущие в России и находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, годами не могут получить российского гражданства.

Соотношение прав трудовых мигрантов и коренного населения

Миграционная политика России является одним из наиболее сложных и спорных вопросов на протяжении последних двух десятилетий. В общественных дискуссиях по этим вопросам существенное место занимает тема прав человека, причем в последние годы сформировавшаяся  как соотношение прав мигрантов и коренного населения.

После распада Советского Союза люди, которые не смогли найти себе работу на родине, стали приезжать в Россию на заработки, чтобы прокормить себя и семью. Это – трудовые и, можно сказать, вынужденные мигранты. Но к «понаехавшим тут» в обществе сложился стереотип, что они отбирают у населения рабочие места. Тогда как в основном это люди, которые заполняют рабочие места, не пользующиеся популярностью. Приезжающие мигранты берутся за любую работу, за которую платят хоть какие-то деньги, в большинстве своем живут в условиях, далеких от санитарно-эпидемиологических норм. Но есть и другая правда: кто-то из них получает заработную плату, сопоставимую и даже превосходящую среднюю по региону. Есть и те, у которых по ведомостям могут проходить весьма солидные зарплаты, большая часть которых оседает в карманах работодателей. Сфера трудовой миграции – это огромный рынок теневого оборота денежных средств и коррупции.

Государство в отношении определенной категории вынужденных мигрантов (вынужденные переселенцы, беженцы) исполняет взятые на себя обязательства по обеспечению их жизненно необходимым, и эта помощь стала вызывать недовольство российских граждан, поскольку многие считают, что нужно сначала помогать «своим», а потом уже «чужим». При этом приток мигрантов воспринимается россиянами как нарушение сложившегося общественного порядка.

По данным Аналитического Центра Юрия Левады, проводившего опрос населения в октябре 2012 г., количество россиян, убежденных в том, что иммигранты отбирают у них рабочие места, с 1996 года по настоящее время выросло с 47% до 67% , а количество граждан России, не согласных с тем, что легальные иммигранты должны иметь такие же права, как и они, с 30% до 35%. При этом людей, признающих, что трудовые мигранты способствуют развитию российской экономики, выросло за это же время с 15% до 24%[13].

Еще одним достаточно распространенным стереотипом являются представления об этнической преступности. Согласно сведениям Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области иностранными гражданами в 2012 году совершено 845 преступлений, что составляет 1,3 % от общего числа зарегистрированных в Самарской области преступлений – 60 533[14]. Преступления на почве национальной ненависти, по информации ГУ МВД России по Самарской области, не совершались.

Однако надо признать, что настроения нетерпимости и ксенофобии на бытовом уровне все-таки усиливаются даже в нашей многонациональной области, на территории которой насчитывается 121 группа национальностей и 14 этнических подгрупп[15], хотя на территории Самарской области достаточно хорошо развита инфраструктура урегулирования вопросов межнациональных отношений, включая Дом дружбы народов Самарской области, поддержку национально-культурных организаций и традиционно деликатную политику органов исполнительной власти.

Тем не менее, в молодежной среде становятся весьма популярны организации и публичные мероприятия националистического толка. Одобрение и поддержку вызывают лозунги «Россия для русских». При этом большинство понимает, что этот вопрос не имеет простого ответа.

В программах воспитания должна преобладать не прямолинейная пропаганда и не картинно-исторический патриотизм, а формирование новой идентичности – гражданской нации, в идеологии которой – общероссийское самосознание, чувство согражданства, социальной сплоченности, взаимоуважения.

Необходимо учесть негативный опыт мультикультурализма в его европейском варианте, который исходил из того, что власть должна защищать особенности этнических групп. И это часто приводило к их замкнутости и формированию этнических анклавов в городах.

Программы воспитания толерантности должны быть основаны на взаимодействии гражданских основ, на понимании, что все являются жителями одной страны, одного региона, одного города, одного поселка, дома и все обладают общей ответственностью. И, в то же время, они не должны навязывать искусственных идеологем, оставшихся в прошлом. Довольно точно нынешние эти потребности выражает таджикская пословица: «Не уходи далеко – не могу без тебя, не приближайся ко мне сильно – возненавижу».

Во всех российских регионах, в том числе и в городе Самаре, прошло обсуждение проекта впоследствии утвержденной Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года[16].  Согласно Стратегии одним из негативных факторов, влияющих на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений являются недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов. В свою очередь, это не позволяет в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны.

С учетом особенностей межэтнических отношений и миграционной привлекательности Самарской области полагаю целесообразным разработку Стратегии региональной национальной политики (в наиболее миграционно привлекательных субъектах РФ она уже принята).

Права даже легальных трудовых мигрантов защищены далеко не в полном объеме. Нередко даже те иностранные граждане, которые проживают на территории Самарской области на законных основаниях, становятся жертвами обмана и эксплуатации. По результатам проведенных прокуратурой проверок соблюдения трудового законодательства организациями, привлекающими к труду иностранных граждан, городскими и районными прокурорами выявлено 95 нарушений законодательства, на незаконные правовые акты принесено 6 протестов, возбуждено 23 дела об административном правонарушении, внесено 14 представлений, в суд направлено 1 исковое заявление. Прокуратурой установлено, что к числу основных нарушений трудовых прав иностранных граждан, легально находящихся на территории Российской Федерации, относятся: не заключение с работниками трудовых договоров; отсутствие в трудовом договоре всех необходимых условий, предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации; отсутствие у работника экземпляра трудового договора, трудовой книжки[17].

Уполномоченный отмечает, что квотирование рабочих мест предполагает обеспечение мигрантов работой и оформление им медицинских полисов, но не предоставление места жительства. И временным прибежищем для трудовых мигрантов становятся сараи, вагончики, подсобные и складские помещения – и это в лучшем случае. И, конечно, неизбежно встают вопросы с «пропиской». При предоставлении документов для разрешения на работу требуется регистрация по месту жительства, без регистрации территориальные отделы Управления Федеральной миграционной службе России по Самарской области просто не примут документов. Но никакого специального фонда, разумеется, нет, поэтому приезжие регистрируются где угодно, в том числе и в «резиновых» квартирах.

По данным Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в 2012 году мигрантов прибыло в Самарскую область 219291 человек, что несущественно отличается от 2011 года – 219 980 человек. В основном люди прибывают из государств СНГ, в 2012 году их число составило 188 471 (в 2011 году – 189 319 человек).

Больше всего прибывает иностранных граждан из Узбекистана – 81271 человек, что составляет 37% от общего количества первично поставленных на учет, из Таджикистана – 19%. На эти страны приходится 60% от общего числа приезжих. Более 15 000 человек прибыло к нам из Азербайджана и почти столько же – из Казахстана. Примерно по 13 000 человек приехали из Кыргызстана и из Армении. Едут в Самарскую область и из стран дальнего зарубежья: почти 5 000 человек – из Германии, более 3 600 человек – из Франции и от 1 000 до 2 000 человек из Китая, Италии и США[18].

Не все они «нацелились» на наши рабочие места; по своим частным делам в регион прибыло 155 286 человек (71% от всех приезжих иностранцев), с деловыми целями – 19 474 человек (10 %), собственно для осуществления трудовой деятельности – 31 570 человек (14 %), с туристическими целями – 5 515 человек (2%), на обучение – 2 438 человек(1%), и с гуманитарными целями – 1 266 человек (0,5%)[19].  Но в любом случае Самарская область в 2012 году вышла на 1 место в Приволжском федеральном округе по привлекательности для мигрантов.

Размер квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу с каждым годом увеличивается: в 2011 году составил 15 927, в 2012 году – 19 810, на начало 2013 года – 23 013. Разрешений же на работу иностранным гражданам в 2012 году выдано 13 595 (в 2011 году выдано 15 927)[20].

Очевидно, что созданная федеральным законодателем возможность для иностранных граждан осуществлять трудовую деятельность в России у граждан на основании трудового договора при наличии выданного патента и без получения визы  для многих из них решила вопрос быстрого трудоустройства[21]. Так, в 2011 году таким иностранным гражданам было выдано 17 664 патента, в 2012 году – 23 477 патента, тогда как отказано в выдаче патентов всего двум иностранным гражданам[22]. И по этому показателю Самарская область также лидирует в ПФО.

Сам механизм квотирования воспринимается многими участниками рынка неоднозначно. Некоторые эксперты считают, что он не учитывает интересы граждан России, которым по законодательству принадлежит первоочередное право на трудоустройство. Органы, уполномоченные на учет и администрирование миграционных процессов, утверждают, что трудовые мигранты из Центральной Азии занимают в основном нишу неквалифицированных работников и поэтому не составляют особой конкуренции жителям самарского региона – гражданам Российской Федерации. Работодатели говорят о неэффективности квотирования, минусы которого совершенно очевидны: наличие фирм-посредников, не ведущих реальной производственной деятельности, а специализирующихся на регистрации мигрантов; нереальный срок подачи заявки: за год вперед работодатели не в состоянии просчитать потребность в кадрах с точностью до одного человека, поэтому перестраховываются и заявляют большее количество разрешений на работу, чем могут освоить – отсюда нереальные, дутые цифры на квоты; а главное – отсутствие внятного и убедительного обоснования, почему региону и конкретной отрасли нужно именно такое количество иностранных работников.

На протяжении последних двух лет министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области существенно продвинулось по пути экономического обоснования квот на иностранную рабочую силу, утверждаемых, в конечном счете, Министерством экономического развития Российской Федерации. Вместе с тем, отчетливое понимание, что именно даст населению области утверждаемое количество трудовых мигрантов – продукцию и услуги нужного качества или, наоборот, лишение рабочих мест и дополнительные проблемы – складывается с трудом. Предлагаю министерству труда,  занятости и миграционной политики Самарской области с привлечением специалистов провести дополнительный анализ методики обоснования квот на иностранную рабочую силу, учесть в нем социальные параметры.

В 2012 году вполне распространенное явление фиктивной регистрации по месту жительства выросло до размера «резиновых адресов», по которым регистрируются, но фактически не проживают сотни, а иногда и тысячи человек, среди которых основную массу «квартирантов» составляют мигранты.

И если у российских граждан, зарегистрированных по одному, но проживающих по другому адресу, такое явление, как правило, связано с семейными, житейскими и бытовыми обстоятельствами, то у прибывших к нам трудовых мигрантов чаще всего отсутствует реальный механизм регистрации по месту жительства. Без такой регистрации они не смогут устроиться на работу, не смогут получить разрешение на временное проживание или вид на жительство и уж тем более не смогут реализовать социальные права. Обратная сторона вопроса регистрации – проживание лица не по месту регистрации – отсутствие реальных сведений о месте нахождения человека.

Так, например, в г. Самаре женщина за период в 2008 по 2012 гг. прописала в одной квартире за последние пять лет 30 тысяч человек[23]. В разрастающуюся квартиру приходили штрафы, протоколы, выписываемые на зарегистрированных временных «жильцов».

Вполне законным способом регистрации граждан в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности, воспользовался житель г.о. Тольятти – путем дробления собственности на доли и оформления договоров дарения.

По материалам проверок, проведенных уполномоченными органами по обращению К., поступившего на электронную почту Уполномоченному по правам человека, стало известно, что на ½ доли квартиры  второй собственник, будучи профессиональным юристом, смог зарегистрировать 395 человек (вместе с несовершеннолетними детьми), включая приезжих, а также 20 юридических лиц, в том числе, 4 военные организации[24]! Долг по услугам ЖКХ по «резиновой» половине квартиры составил 4 млн. рублей. Но ведь действительно, законодательство не ограничивает собственника иметь какой-либо минимальный размер доли в праве собственности на жилое помещение. Поэтому на основании получаемого свидетельства о праве собственности на «наноразмерную» долю в квартире, собственники получали и регистрацию по месту жительства.

Кстати, на обращения К. во все правоохранительные органы поначалу не последовало никакой реакции. Только после обращения Уполномоченного по правам человека по поводу бизнес-схемы, позволившей зарегистрировать в «двушке» почти 400 физических и юридических лиц, предприимчивым юристом занялись органы полиции и прокуратуры.

Изложенные примеры говорят о несовершенстве действующих правовых норм, касающихся регистрации как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан. В январе 2013 года Президент Российской Федерации Путин В.В. внес на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации законопроект, усиливающий административную и предусматривающий уголовную ответственность за нарушение правил регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вместе с тем, на сегодняшний день отсутствуют реальные организационные и правовые основы для регистрации по месту жительства или временного пребывания для тех, кто не располагает жильем, а снимая квартиру, не могут рассчитывать на благосклонность арендодателя. В силу этого правовые последствия данного закона могут коснуться и российских граждан, вынужденных быть зарегистрированными по адресам, не имеющим отношения к их фактическому месту жительства.

Как быть, например, самарской семье К., состоящей из работающей мамы, двух ее совершеннолетних сыновей и прикованной к постели бабушки, которую родственники – владельцы квартиры – просят сняться с регистрации, потому что решили продать жилье[25]? Они смогли найти другую комнату, но там владельцы квартиры регистрировать их не хотят. Законный способ регистрации на какой-то иной жилплощади отсутствует. Что уж тут говорить о людях, приехавших в незнакомый город!

Ужесточением административных мер и мер уголовного преследования порядка в области миграционного учета вряд ли можно добиться. Фактически речь идет о необходимости создания системного и понятного механизма регистрации трудовых мигрантов по месту пребывания и гарантий предоставления им временного жилья приглашающей стороной (работодателем). Потому что сегодня мигрантов можно поставить на учет хоть на стройке, хоть в магазине, где они работают, но это не значит, что они живут в ковше экскаватора или под прилавком.

Параметры нелегальной миграции являются примерными, но именно она образует причину напряженности в сфере межэтнических отношений. Насколько успешно идет борьба с нелегальной иммиграцией? В 2012 году принято 511 решений об административном выдворении и 26 решений о депортации с территории Самарской области в отношении иностранных граждан. За год выдворено – 391 человек, депортированы – 21. На территории городского округа Самары систематически проводятся операции «Нелегальный мигрант», в ходе которых в течение года было проверено 4 241 место работы и компактного проживания мигрантов.

В 2012 году было составлено 2 089 протоколов в связи с незаконным привлечением к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства; наложено административных штрафов на сумму 33 млн. 567 тыс. рублей. Но взыскано из них только 13 млн. 857 тыс. рублей[26].

Поскольку оплачивается менее половины административных штрафов, то скрывать нелегалов дешевле и проще, чем узаконивать их деятельность и гарантировать соблюдение социальных прав.

В ноябре 2012 год на территории Самарской области ночью произошло дорожно-транспортное происшествие, которое характеризует как само явление нелегальной трудовой миграции, так и бесправное положение иммигрантов. Как выяснилось, в условиях заснеженного дорожного покрытия водитель не справился с рулевым управлением и допустил съезд в кювет с последующим опрокидыванием автобуса. В автобусе на 47 посадочных мест на тот момент перевозилось 97 (!) пассажиров – граждан Республики Узбекистан. Следует отдать должное должностным лицам, оперативно принявшим меры в разрешении ситуации: в предоставлении медицинской помощи пострадавшим и организации размещения пассажиров автобуса, охраны их вещей, организации бесплатного горячего питания.

Тем не менее, в ходе проверки документов у 59 иностранных граждан были выявлены факты нарушения миграционного законодательства, выразившиеся в нарушении режима пребывания на территории Российской Федерации. В результате граждане были привлечены к административной ответственности в виде штрафов. На следующий день все иностранные граждане были отправлены в г. Оренбург для дальнейшего убытия в Республику Узбекистан[27].

В селе Алексеевка муниципального района Волжский гастарбайтеры и вовсе оказались на положении рабов: 14 азербайджанцев насильно удерживали в небольшой комнате и заставляли работать на одной из свиноферм. Причем, как выяснилось, контролирующие и надзирающие органы уже проверяли предприятие, выносили штрафы, но не заметили признаков принудительного труда [28]. Не заметили этого или не посчитали нужным сообщить о ситуации и местные жители.

Считаю, нетерпимость в вопросах миграции должна проявляться не по отношению к людям – будь они мигранты или представители местных диаспор, а к самим фактам беззакония, кого бы они ни касались – тогда и градус напряженности в любой сфере общественных отношений будет ниже.

 



[1] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

[2] Письмо начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области Яковлева В.С. исх. № 1/7-394 от 22.01.2013 г.

[3] Федеральный закон от 12.11.2012 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации».

[4] Письмо начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области Яковлева В.С. исх. № 1/7-394 от 22.01.2013 г.

[5] Обращение Т. вх. № 1214/Т-12 от 29.10.2012 г.

[6] Статья 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

[7] Жалоба Г. вх. № 728/Г-12 от 18.07.2012 г.

[8] Обращение Н. вх. № 717/Н-12 от 16.07.2012 г.

[9] Пункт 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации № 1325 от 14.11.2002 г.

[10] Обращение Ф. вх. № 742/Ф-12 от 23.07.2012 г.

[11] Статья 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

[12] Жалоба Б. вх.№ 148/Р-12 от 17.02.2012 г.

[13] Результаты социологического исследования «Национальная политика и отношение к мигрантам», проведенного Аналитическим Центом Юрия Левады с 1 по 19 октября 2012 г. // http://www.levada.ru/28-11-2012/natsionalnaya-politika-i-otnoshenie-k-migrantam.

[14] Информационно-аналитический материал к совещанию по итогам деятельности Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области за 2012 г.

[15] Данные Всероссийской переписи населения 2010 года.

[16] Указ Президента Российской Федерации № 166 от 19.12.2012 г.

[17] Письмо и.о. прокурора Самарской области Хусаинова А.Ф. исх. № ИсИНнд1377-13/15-30-13 от 06.02.2013 г.

[18] Сайт Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области http://www.ufms63.ru/news/topic_214

[19] Информационно-аналитический материал к совещанию по итогам деятельности Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области за 2012 г.

[20] Письмо начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области Яковлева В.С. исх. № 1/7-394 от 22.01.2013 г.

[21] Статья 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья 13.3 введена Федеральным законом от 19.05.2010 № 86-ФЗ)

[22] Письмо начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области Яковлева В.С. исх. № 1/7-394 от 22.01.2013 г.

[23] Интернет-портал «63.ru», 25.02.2013 г., http://dom63.ru/text/daynews/625540.html

[24] Жалоба К. вх. №1421/К-12 от 14.12.2012 г.

[25] По материалам личного приема граждан Уполномоченным по правам человека в Самарской области 15.03.2013 г.

[26] Письмо начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области Яковлева В.С. исх. № 1/7-394 от 22.01.2013 г.

[27] Письмо и.о. заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области Кадышева А.А. исх. № 8/4217 от 26.12.2012 г.; письмо и.о. начальника ГУ МВД России по Самарской области Турбовца Н.М. исх. № 1/9-3311 от 18.12.2012 г.

[28] Федорова Е. Ферму, где могли держать мигрантов, штрафовали и раньше // Комсомольская правда. 6 декабря 2012 г. 

 

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03