Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Анонсы

Дата Анонс
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

5 марта 2012 г.

        4 марта 2012 года в ходе выборов Президента Российской Федерации на территории Самарской области Уполномоченным по правам человека были организованы «горячая линия» по приему информации, имеющей признаки нарушения избирательных прав граждан и мониторинг подобной информации, размещенной на интернет-ресурсах.  Кроме этого осуществлялось взаимодействие с ГУ МВД по Самарской области с целью оперативного реагирования на нарушения прав граждан в ходе голосования.

         Результаты выездных проверок поступивших сведений позволяют сделать следующие выводы.

        1. Информация о нарушениях в организации голосования за пределами избирательного участка подтверждалась в отдельных случаях.  Так, на участке № 854 (Октябрьский район г.о. Самара) членам комиссии с правом совещательного голоса перед опечатыванием переносных урн и выездом не предъявили для ознакомления реестр заявлений для голосования вне помещения, а также не предоставили возможности ознакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений.

        Информация о нарушениях на участке № 594 (Промышленный район г.о. Самара)  в части не предоставления наблюдателям реестра избирателей с целью вброса бюллетеней в ФКУ ЛПУ «Областная туберкулезная больница ГУФСИН России по Самарской области». Членам мобильной группы ГУ МВД и сотрудникам аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области был представлен реестр избирателей, содержащихся в данному учреждении, составленный и заверенный надлежащим образом. Все опрошенные наблюдатели подтвердили совпадение количества выданных и заполненных бюллетеней для голосования (при наличии 60 избирателей, не пожелавших участвовать в голосовании, но внесенных в реестр). Наблюдатель, заявивший о нарушении, не смогла сформулировать состав и обстоятельства правонарушения и подтвердить первоначально изложенные сведения. Тем не менее, сотрудники полиции приняли заявление для дальнейшей официальной проверки.

        Полагаю, что практика опубликования всех поступающих от наблюдателей к координаторам сведений, в том числе недостоверных, в режиме on-line, подлежит корректировке, поскольку создает почву для  необъективных оценок, распространяющихся в массовом сознании на ход и результаты голосования в целом.

         2. Информация об организации голосования на дому после 14.00. не подтвердилась (участок № 648, Октябрьский район).  В обстановке взаимного недоверия к действия по организации избирательного процесса наблюдатели приняли техническую выверку списка основного избирателей за составление реестров для голосования за пределами избирательного участка.

         3.  Информация о запрете видео- и фотосъемок на избирательных участках № 560, № 850, № 783 подтвердилась. Аналогичная информация поступала и с иных избирательных участков.  Действия председателей и членов участковых избирательных комиссий объясняются ими необходимостью недопущения распространения персональных данных избирателей, которые содержатся в списках для голосования. Ответственность за нераспространение лежит на комиссии и определено  Инструкцией по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определению результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации, утвержденной Постановлением ЦИК РФ от 17.08.2011 г. № 26/254-6.

       Вместе с тем абсолютизация требований отказаться от фото- и видеосъемок вступает в противоречие с пп. 5) п. 14 ст. 23 («Гласность в деятельности избирательных комиссий») и с декларированными задачами в организации кампании по выборам Президента РФ как максимально открытой и «прозрачной» и с целями повышения доверия к процессу и результатов выборов. Практика удаления наблюдателей и представителей СМИ осуществляющих корректные действий по видеофиксации  действий на избирательном участке не только снижают  доверие к институту выборов, но и являются не логичными в условиях оборудования участков веб-камерами и современных технологических возможностей электронных коммуникаций.  Встречные доводы о возможном нарушении тайны голосования опровергаются фактической невозможностью проникновения представителя СМИ в кабину для голосования с целью видеосъемки голосующего избирателя, а все остальные процессы, происходящие на участках, не связаны с соблюдением тайны голосования.   Обращения, поступившие по данному поводу к Уполномоченному по правам человека в письменном виде, будут направлены в органы прокуратуры.

        4. Удаление наблюдателей с избирательных участков без составления решения комиссии и по устному распоряжению председателя УИК (участок № 558, Промышленный район г.о. Самара) не подтвердилось. Соответствующее решение было оформлено и предъявлено представителям ГУ МВД и сотрудникам аппарата Уполномоченного.

       Вместе с тем Уполномоченный по правам человека при посещении участка № 882 (Октябрьский район г.о. Самара)  в целях собственного волеизъявления  оказался свидетелем попытки председателя УИК удалить наблюдателя без объяснения причин. Однако сотрудник полиции, обеспечивающий общественный порядок на участке, по просьбе Уполномоченного проверил наличие необходимых документов у наблюдателя, о чем сообщил председателю комиссии; вопрос тем самым был исчерпан.

        При этом стиль поведения и тон разговора председателя комиссии оставляют желать лучшего. Представляется чрезвычайно важным при проведении выборов преодолении стереотипов, обуславливающих взаимную враждебность и агрессивное неприятие сторон, которые приходилось наблюдать в завершившейся избирательной кампании.

       5. Удаление членов участковых избирательных комиссий от КПРФ при подсчете голосов в связи с выявленными именно в этот момент  нарушений в направлениях от партии основано на требованиях законодательства (в Кировском, Самарском и Ленинском районах г.о. Самара).  Направления, заверенное печатью обкома КПРФ, должны были быть и подписаны соответствующим  лицом – председателем обкома. Или пакет документов должен быть включать документ, подтверждающий делегирование данных полномочий председателем обкома иному лицу. Отсутствие такого документа и подписи секретаря райкома КПРФ на уведомлениях является нарушением.

       Однако Уполномоченный обращает внимание на противоречие практики удаления наблюдателей по формальным основаниям задачам обеспечения подлинной гласности избирательного процесса (несущественные ошибки и неточности в документах, подготовленных партиями и кандидатами на выборные должности, не ставящие под сомнение подлинность представительства и делегированных полномочий), могут быть в большинстве случаев устранены в рабочем порядке. В дальнейшем это потребует совершенствования избирательного законодательства.

       6. Наиболее существенным нарушением, зафиксированным Уполномоченным, стал отказ председателя УИК № 853 (Октябрьский район г.о. Самара)  принимать жалобы от зарегистрированных в избирательной комиссии представителей СМИ. По информации представителей СМИ, первая поданная ими жалоба была возвращена, вторая - демонстративно уничтожена.  Такая же судьба постигла и третью жалобу уже в присутствии сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека.  Председатель УИК также отказалась предоставить объяснения по данному поводу представителю Уполномоченного.

       В силу отсутствия действенных мер реагирования на данное правонарушение в указанном случае полагаю необходимым напомнить об обязательном пресечении нарушений со стороны членов избирательной комиссии представителями органов полиции, в чью исключительную компетенцию входит составление протоколов  предусмотренных статьями 5.6. и 5.22. КоАП РФ. По указанному выше факту предполагаю дальнейшую работу с участием органов прокуратуры.

       7. Имело место не только удаление, но и «удержание» участников избирательного процесса в территориальной комиссии г. Новокуйбышевска.  В ходе выборов в течение двух с половиной часов сотрудниками полиции проводился опрос члена Избирательной Комиссии Самарской области с правом совещательного голоса Сошникова В.В.  Повод и мотивы столь длительного опроса и ненасильственного воспрепятствования покиданию места расположения участка подлежат выяснению. Уполномоченный предполагает более подробное изучение данной ситуации с учетом поступившего письменного обращения.

        8. Содержание нескольких вопросов, поступивших на «горячую линию» Уполномоченного, требовало консультаций граждан и организационного взаимодействия с участковыми избирательными комиссиями.

       Накануне дня голосования, 2 марта 2012 года, к Уполномоченному  поступала информация об отказе в выдаче открепительного удостоверения (1 сообщение, ситуация разрешена) и просьбы о консультации по получению открепительных удостоверения (2 консультации). Разъяснения были также даны по вопросам, связанным с необходимостью явки граждан в избирательными комиссии для сверки данных избирателей.

        Три позвонивших жителя Самары не смогли найти свой избирательный участок – им был оказана необходимая помощь. Это говорит о необходимости дополнительного информировании граждан в случаях изменения адреса и места расположения участков.

        В двух случаях граждане жаловались на то, что к ним на дом  не доставили выносные урны для голосования. Избиратель с участка № 849 так и не смог проголосовать; полагаем, что эта ситуация связана с организационными вопросами и не носит характера преднамеренного  воспрепятствования волеизъявлению  (члены УИК объяснили, что выезжали к ней на квартиру, но им не открыли дверь). Избиратели с участка № 537, желающие проголосовать на дому, получили такую возможность. А их соседям, не подавшим своевременно заявки, но пожелавшим воспользоваться такой возможностью, был разъяснен порядок данной процедуры голосования.

       По письменному обращению осужденного, содержащегося в ФБУ СИЗО-5 г. Тольятти, которому отказано в предоставлении бюллетеня для голосования, несмотря на ранее поданную заявку, проводится проверка.  

      9. Трансляция с веб-камер хода голосования была доступна не со всех участков.  С избирательных участков № 643, № 644, № 645, № 646, расположенных в помещениях МОУ № 3 по адресу г.о. Самара, ул. Фадеева, 61)  видеотрансляция был недоступна. Требуется доработка технических возможностей и определение дополнительных возможностей общественного контроля в случаях технических сбоев.

        Анализ имеющейся информации, проверка достоверности сведений о нарушениях и фактическое наблюдение за ходом голосования не подтверждают сведения о распространенных фальсификациях и системных грубых нарушениях избирательного законодательства в ходе выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года.   Те нарушения, которые неизбежно имеют место практически в любой избирательной кампании,  подлежат дополнительному анализу. Не отмахиваясь от допущенных ошибок как не существенных в условиях убедительных  победных результатов, но и  не драматизируя их, не демонизируя возможности административного ресурса, выявляемые проблемы можно  преодолеть с учетом развития  законодательной базы, правоприменительной практики и позитивных практик гражданского участия в политических реформах.  

        Значимым ресурсом повышения доверия к институту  выборов является обеспечение действительных гарантий общественного наблюдения за ходом голосования и подсчета голосов, в том числе с использованием технических средств фиксации процессов, не связанных с тайной голосования.       Выборы состоялись, победа носит убедительный характер,  и  сегодня крайне  важным моментом  в признание всеми государственными и общественными силами приоритета устойчивого политического развития, учета мнения электорального меньшинства и гражданского мира.

       Хочется рассчитывать, что все общественные силы с уважением отнесутся к очевидному выбору населением Президента Российской Федерации. Сегодня  важно сосредоточиться на поиске общих ценностей и общих принципов политической деятельности и гражданской активности.

Новости уполномоченного . Поиск за день: "5 марта 2012"

5 марта 2012


Ирина Скупова приняла участие в рабочем совещании

5 марта 2012

Ирина Скупова приняла участие в рабочем совещании по практике применения законодательства при защите прав граждан – участников долевого строительства.


Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03