Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Анонсы

Дата Анонс
25.04.2024 25 апреля запланирован выездной прием жителей Ставропольского района
26.04.2024 26 апреля в селе Александровка Большеглушицкого района состоится выездной прием граждан и будет организовано оказание бесплатной юридической помощи
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

"Права человека в условиях несения военной службы на территории Самарской области"

Из доклада 2013

Раздел 2.1. Права человека в условиях несения военной службы на территории Самарской области

 

«Жители пос. Рощинский, получившие по праву жилье,

положили свое здоровье, защищая в бою интересы Страны,

так почему же сейчас, выйдя на заслуженный отдых,

мы вынуждены вести бюрократические

«войны» для восстановления нарушенных прав?»

(Из коллективного обращения жителей посёлка Рощинский

Волжского района Самарской области вх. № 346 от 04.02.2013г.)

 

Любые суждения о служении граждан Родине, тем более в Вооруженных Силах, неразрывно связаны с понятием патриотизма. Не декларируемого, не спекулятивного, а реального патриотизма отдельного человека. Базис, на котором взращивается такой реальный патриотизм, включает в себя не только воспитательные процессы и идеологическую составляющую. Уважительное отношение со стороны государства к гражданину, выраженное, в том числе, и в реализованных правах на жизнь, достоинство и личную неприкосновенность не менее важно для поддержания и развития патриотических чувств. Как часто эти ценности становились уязвимыми в условиях несения военной службы на территории Самарской области? – Об этом – в разделе доклада.

 

Молодые офицеры на научно-просветительской конференции «Духовно-нравственное воспитание российского офицера: история и современность», которая состоялась 31 мая-1 июня 2013 года в институте ФСИН

 

1.  Честь имею!

(почему растет количество преступлений в армейских частях на территории Самарской области)

 

В воинских частях, дислоцированных на территории Самарской области, в 2013 году произошло 10 случаев «небоевых» потерь – смерти военнослужащих по причинам, не связанным с участием в боевых действиях (на 2 случая меньше, чем в 2012 году)[1]. Сократились и показатели травматизма: 190 случаев вместо 224 в 2012 году. Но в их числе возникло больше ситуаций, произошедших по причине неуставных взаимоотношений и рукоприкладства – 11 вместо 7 в 2012 году. На почве «неуставных» отношений совершено 50 преступлений (в 2012 году – 37). В результате всех преступлений пострадали 163 человека, трое из которых погибли.

Среди воинских частей самой неблагополучной по состоянию воинской дисциплины и правопорядка, по итогам 2013 года, оказалась войсковая часть 90600. Там было учтено 170 преступлений – это 49,2% от всех зарегистрированных преступлений (почти половина!), в том числе, 28 преступлений – на почве «неуставных» отношений и 13 – связанные с рукоприкладством. Среди этих преступлений – вымогательство группой военнослужащих у контрактников имущества на значительные суммы (до 300 000 рублей) с угрозами и применением физического насилия к потерпевшим. Вымогали и деньги – как из получаемого денежного довольствия, так и путем оформления и получения кредитов на значительные суммы. Причем, зачастую, свои действия данные лица осуществляли открыто для командиров подразделений, которые либо не пытались разобраться в происходящем и бездействовали, либо оказывали содействие вымогателям. В настоящее время возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 161, 163, 286, 335 и другим статьям Уголовного кодекса РФ.

102 преступления, то есть почти одна треть от всех зарегистрированных преступлений, совершены в войсковой части 65349. Из них 19 – на почве «неуставных» отношений.

В этих же воинских частях совершено подавляющее большинство преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических или психотропных веществ, общее количество которых по всем воинским частям в Самарской области увеличилось в анализируемый период в 11 раз (с 1 до 11).

Парадокс, но ни повышение денежного довольствия, ни социальные гарантии не сняли проблем, связанных с преступлениями против военной службы. Тенденция к росту количества таких преступлений приобрела устойчивый характер в течение трех последних лет. Так, в 2011 году зарегистрировано 55 преступлений против военной службы, в 2012 году – 112, в 2013 году – 195 (за 3 года рост почти в 4 раза!).

К сожалению, вышеприведенная статистика свидетельствует о том, что сокращение срока службы по призыву с двух лет до года, увеличение количества военнослужащих по контракту не искоренило дедовщину в российской армии. Наряду со старослужащими по призыву над новобранцами теперь издеваются и старослужащие контрактники. Одним из способов исправления такого положения дел могло бы стать разделение мест постоянной дислокации различных категорий военнослужащих, что и было когда-то предусмотрено планами перехода к контрактной воинской службе. Но  общежития для размещения контрактников подготовлены далеко не везде.

Искоренение явления неуставных отношений в целом при любом способе комплектования частей и подразделений возможно, полагаю, только при наличии двух составляющих – идеологической (дающей военнослужащему однозначный ответ на вопрос «зачем я сейчас здесь») и командно-управленческой (позволяющей ему понять «что я должен сейчас сделать»). С этим соотносится и вывод военного прокурора: «Основными причинами роста количества зарегистрированных преступлений, связанных с неуставными проявлениями…, являются: ненадлежащий контроль со стороны командования воинских частей и командиров подразделений за подчиненным личным составом, особенно – в вечернее и ночное время; отсутствие целенаправленной воспитательной работы с военнослужащими по призыву и по контракту; нежелание командиров подразделений осуществлять работу по наведению строгого уставного порядка…»

Данные военной прокуратуры Самарской области свидетельствуют об улучшении раскрываемости преступлений. На это косвенно указывает и отсутствие обращений от военнослужащих к Уполномоченному по фактам насилия в 2013 году: если структуры, в чьей компетенции находятся соответствующие вопросы, квалифицированно и честно отрабатывают поставленные задачи, то у граждан не возникает необходимости искать справедливость на стороне.

Но, как бы то ни было, представленные выше показатели показывают достаточно напряженную картину, плохо соответствующую как идеологии патриотизма, так и соблюдению прав человека.

 

2. Учим матчасть!

(социальные права военнослужащих)

 

Брешь в формировании патриотического сознания военнослужащих пробивает и равнодушное отношение к их социальным правам. В ходе выездных приемов в военных городках Самарской области в 2013 г., проводимых Уполномоченным согласно собственному плану, а также совместному плану работы аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ и Генеральной прокуратуры РФ, были выявлены проблемы в реализации личных и социальных прав военнослужащих и членов их семей.

 

Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам человека в Самарской области, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры Самарского военного гарнизона и Министерства обороны РФ в сентябре 2013 года провели серию выездных приемов по воинским частям на территории Самарской области

 

В 2013 году резко выросла оплата за предоставляемые коммунальные услуги и за занимаемые жилые помещения в служебных квартирах и общежитиях в военном городке п. Кряж г. Самары. С 1 июля 2013 г. филиал «Самарский» ОАО «Славянка» поднял оплату в полтора – два раза. При этом военная прокуратура Самарского гарнизона не усмотрела нарушений действующего законодательства. Но ежемесячную оплату за служебное жилье общей площадью 57 кв.м. в размере 10 489 рублей, вряд ли можно считать нормальной. Даже, если тарифы, выставляемые военнослужащим и другим гражданам, проживающим в служебных квартирах и общежитиях в военных городках г. Самары, соответствуют утвержденным министерством энергетики и ЖКХ Самарской области, на чем настаивает филиал «Самарский» ОАО «Славянка» и с чем согласна военная прокуратура Самарского гарнизона, остроты возникших в июле 2013 года проблем и недовольство граждан такая «законность» не снимает. Тем более, что людям ничего толком не объяснили: как показали результаты проверок проводимых аппаратом Уполномоченного с привлечением специалистов в данной области, до военнослужащих и других граждан, проживающим в служебных квартирах и общежитиях в военных городках г. Самары, не в полной мере должностными лицами филиала «Самарский» ОАО «Славянка» доведена информация об имеющейся возможности получения финансовой компенсации на частичную оплату коммунальных услуг и о порядке обращения за ее получением в органы социальной защиты.

При получении субсидии люди также споткнулись о бюрократический «порог»: как выяснилось, бланк квитанции, выставляемый для оплаты за жилищные и коммунальные услуги, не соответствовали требованиям, предъявляемым к данному документу, и это значительно усложняло процесс получения жителями частичной компенсации за платежи[2]. И вникать в эту ситуацию никто не спешил!

Длительное время военнослужащим, проходящим службу в войсковой части 65349, не в полном объеме доводились нормы денежного довольствия в виде дополнительных выплат (ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, за классную квалификацию, подъемного пособия при переезде военнослужащего к новому месту службы, материальной помощи и т.д.). И хотя жалобы поступили только от военнослужащих, дислоцированных в п. Кряж, эта проблема касается практически всех воинских частей. Меры к устранению нарушений принимаются: дополнительно направляются документы в управление кадров Центрального военного округа, либо в Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ МО РФ»), но сами факты регулярно воспроизводятся.

Если еще 10 лет тому назад основной причиной нарушений прав военнослужащих в части их материального обеспечения положенными нормами довольствия являлось отсутствие достаточного количества денежных средств у Министерства обороны РФ, то основной причиной этому в настоящее время является ненадлежащие исполнение обязанностей по своевременной подготовке и представлению необходимых документов для производства соответствующих начислений. Этим грешат как должностные лица самих воинских частей, где проходят службу военнослужащие, так и чиновники вышестоящих штабов Центрального военного округа и центральных органов военного управления Министерства обороны РФ.

Но дело не только в неповоротливости чиновников. Они сами оказались заложниками чрезвычайно усложненной процедуры обеспечения денежным довольствием военнослужащих, созданной в ходе организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах РФ, проведенных прежним руководством Министерства обороны РФ. Так до 2010 года обеспечение положенными нормами денежного довольствия военнослужащих происходило в основном по месту службы, своевременное и полное доведение норм довольствия возлагалось на командира (начальника) воинской части (учреждения), за что он нес и несет в настоящее время ответственность в соответствии с требованиями общевоинских уставов ВС РФ. Но на протяжении последних трех лет полное доведение норм довольствия практически до всех военнослужащих Министерства обороны РФ, независимо от географического места прохождения службы, возлагается на ФКУ «ЕРЦ МО РФ» (г. Москва). И такая централизация, где каждый паек на военнослужащих во всех регионах рассчитывается в столичном офисе, зачастую приводит к тому, что люди просто не могут получить довольствие вовремя.

В военном городке п. Кряж г. Самары отсутствовала возможность снимать личные денежные средства с банковских карт банков «Сбербанк России» и «ВТБ-24», которые выдаются военнослужащим при их призыве на военную службу и в ходе ее прохождения по контракту, без взимания комиссионных сборов – а это совсем не лишние деньги для солдат. И даже после направления военной прокуратурой Самарского гарнизона письма в адрес руководителя отдела 6318 ОАО «ВТБ-24» в Самарской области с предложением рассмотреть вопрос об установке на территории воинской части 65349 банкоматов, они до настоящего времени не установлены.

При этом, в ходе приема военнослужащие и члены их семей сообщали, что по имеющимся у них вопросам, в том числе и по вышеуказанным, они обращались к должностным лицам войсковых частей и учреждений, которые никаких мер к разрешению поставленных вопросов не принимают, ссылаясь не редко, на то, что имеющиеся нарушения в отношении военнослужащих и членов их семей допускаются не ими, а вышестоящими органами военного управления.

Считаю, что изложенная позиция командиров и отношение их к проблемам подчинённых военнослужащих и членов их семей, является уклонением от исполнения обязанностей командиров (начальников), предусмотренных ст.ст. 75, 78, 82 Устава внутренней службы ВС РФ, в соответствии с которыми именно на командиров возлагается обеспечение доведения до личного состава положенного денежного и других видов довольствия, а также принятие мер, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.

Наличие фактов нарушений социальных прав военнослужащих и их рост в 2013 г., подтверждается также информацией военной прокуратуры Самарского гарнизона. Из данной информации следует, что, результаты надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в 2013 году свидетельствуют о том, что в воинских частях и учреждениях увеличилось количество нарушений закона органами военного управления и воинскими должностными лицами. Надзорными мероприятиями выявлено на 4,4% больше нарушений закона в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина – 564 (в 2012 году – 542), из них в части материально-бытового обеспечении военнослужащих – 55 (в 2012 году – 33), в части жилищных правах – 25 (в 2012 году – 3).

 

3. В здоровом теле – здоровый дух!

(право на охрану здоровья и медицинскую помощь призывников, военнослужащих и членов их семей)

 

Как и прежде, остается тревожной ситуация с состоянием здоровья призывников. Так, по сведениям военного комиссариата Самарской области, в 2013 г. были признаны негодными к прохождению военной службы по состоянию здоровья 349 человек, получили отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья 606 человек[3]. Это – немалое количество, здоровье молодого поколения оставляет желать лучшего.

И все-таки служить были отправлены те, кто имел риски развития имеющихся заболеваний. В ходе работы по поступившим к Уполномоченному обращениям были установлены ущемления прав лиц, не подлежащих призыву, либо имеющих отсрочку от призыва,

Так, при рассмотрении обращения призывника Б. выяснилось, что в ходе постановки его на воинский учет в отделе военного комиссариата Самарской области по г. Тольятти, при отсутствии оснований должностными лицами были предприняты меры к изменению категории годности к призыву на военную службу. Категория годности «В» (ограниченно годен к военной службе), выставленная ранее в отделе военного комиссариата Самарской области по г. Жигулевску, была заменена на категорию годности, позволяющую призвать на военную службу.[4] В результате принятых мер по данному обращению призывник Б. был признан ограниченно годным к военной службе, как это ранее и было установлено, и на основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» освобожден от призыва на военную службу, с зачислением в запас и выдачей военного билета.

Большие сомнения в правомерности призыва на военную службу возникли и в связи с жалобой К. в интересах её сына, страдающего с 2006 года гипертонической болезнью, но все-таки призванного в июле 2012 года на военную службу отделом военного комиссариата Самарской области по городам Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районам[5]. Толку в этом не было никакого: буквально с первых дней службы он практически постоянно находится на стационарном лечении в различных военно-медицинских учреждениях с диагнозами, относящимися к болезням системы кровообращения, и в течение полугода с момента призыва на военную службу к исполнению служебных обязанностей не приступал. В связи с изложенным Уполномоченным направлено обращение начальнику ФГКУ «354 ВКГ» Министерства обороны РФ (г. Екатеринбург), с просьбой рассмотреть возможность проведения медицинского обследования рядовому К. в специализированном отделении госпиталя. В результате принятых мер К. был дополнительно освидетельствован гарнизонной военно-врачебной комиссией и признан ограниченно годным к военной службе, в связи с чем подлежал досрочному увольнению с военной службы.[6]

Следствием некачественного медицинского освидетельствования являются факты призыва на военную службу граждан, негодных для её прохождения, чье физическое и психическое здоровье не позволяет им справиться с тяготами армейской службы. Наряду с результатами прокурорских проверок, содержанием жалоб, поступивших к Уполномоченному по правам человека, это подтверждается также и данными, представленными военным комиссариатом Самарской области. В 2013 году досрочно были уволены с военной службы по состоянию здоровья 4 человека из числа призывников. И если правозащитные аргументы с трудом воспринимаются армейскими чиновниками, то предлагаю обратить внимание на еще один аспект данной ситуации: необоснованный призыв на военную службу не только нарушает права граждан, но и влечет существенные затраты бюджетных денежных средств, связанных с призывом на военную службу, доставкой к месту службы и досрочным увольнением.[7]

Но самый печальный показатель – количество летальных исходов по причине заболеваний. В 2013 году, как и в предыдущем 2012 году, от болезней умерли 5 военнослужащих[8].

Оставляет желать лучшего и отношение же к «медицинским» проблемам военнослужащих и членов их семей.

По поводу закрытия детского стационарного отделения в филиалах ФГКУ «354 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации – Самарском военном госпитале и Рощинском военном госпитале Уполномоченный по правам человека в РФ уже обращался к министру обороны Шойгу С.К. Главное военно-медицинское управление Минобороны обнадежило: проектом нового штата филиала № 3 спланировано включение должности врача-педиатра в состав терапевтического отделения и увеличение его коечной емкости на 5 коек. При этом также сохраняется амбулаторный педиатрический кабинет.[9] Однако распоряжения по проведению организационно-штатных мероприятий в филиале № 3 ФГКУ «354 ВКГ» Министерства обороны РФ так и не было произведено[10].

 А пока ближайшее от Рощинского стационарное медицинское учреждение, где может быть оказана медицинская помощь несовершеннолетним детям военнослужащих, является Дубово-Уметская центральная районная больница, которая находится на расстоянии более 40 километров от места жительства детей. При этом транспортного сообщения между указанными населенными пунктами нет.[11] Разрешение вопроса об оказании медицинской помощи несовершеннолетним детям военнослужащих приобрело характер явной волокиты.

 

Ранее действующее стационарное детское отделение в Рощинском военном госпитале сохранено и находится на консервации.

 

4. Рощинский: рубежи обороны жилья

(право военнослужащих на жилище)

 

Лед тронулся! Таких существенных подвижек в обеспечении жильем военнослужащих и граждан, уволенных в запас, как за два последних года. не было давно. Еще в январе 2012 года количество военнослужащих в Самарской области, уволенных и подлежащих увольнению в запас и нуждающихся в получении жилого помещения, составляло 1 424 человека. А в январе 2013 года данная цифра сократилась уже до 439 человек. В январе 2014 года – 302 человека. За последние годы произошел такой существенный «прорыв» военнослужащих к положенному им жилью, главным образом, за счет предоставления его в иных регионах, за пределами Самарской области. Количество отставных военных в Самарской области, обеспеченных жилым помещением по договору социального найма, в 2013 году составило 175 человек.

Вместе с тем остается острым вопрос обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями. По состоянию на 1 января 2013 г. на учете нуждающихся обеспечением служебными жилыми помещениями состояло 721 военнослужащий, а по состоянию на 1 января 2014 г. состоит на учете уже 1201 военнослужащий.[12] И это – нарастающая проблема, которая пока не получает очевидного решения.

2013 год ознаменовался началом разрешения жилищных проблем граждан, проживающих в городском поселении Рощинский муниципального района Волжский. После бурных встреч Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина В.П. с рощинцами в январе 2013 года в поселении была проведена инвентаризация жилищного фонда поселения.

В октябре 2013 года приказом заместителя министра обороны Российской Федерации часть жилищного фонда городского поселения Рощинский в количестве 650 жилых помещений (квартир) исключена из специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и подлежит передаче в муниципальную собственность городского поселения Рощинский. Передача квартир от Минобороны началась. В марте 2014 года (по состоянию на момент подготовки настоящего доклада) в администрацию г.п. Рощинский поступило 45 актов-приёма передачи. У тех, кто проживает в 650 квартирах, перечисленных в приказе, появились реальные шансы не только сохранить за собой жилье, но и оформить его в собственность до марта 2015 года.

Жилищная проблема военных пенсионеров из Рощинского начала решаться после январского визита Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина

 

Кроме того, на Министерство регионального развития Российской Федерации возложена задача по подготовке проектов нормативных правовых актов касательно обеспечения постоянным жилыми помещения жителей г. п. Рощинский муниципального района Волжский Самарской области, которые избрали местами постоянного проживания другие населённые пункты[13]. Но здесь опять начались бюрократические проволочки: Минрегионразвития передал часть своих полномочий Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а вместе с ними и вопросы, связанные с обеспечением жильем военнослужащих, ранее уволенных в запас, но так и не получивших положенные квартиры. Поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина по определению порядка решения жилищного вопроса военных пенсионеров по всей стране, попавших по вине чиновников Минобороны в такой же правовой коллапс, как и наши рощинцы, не исполнено.



[1] Здесь и далее данные военной прокуратуры Самарского гарнизона исх. № 206 от 17.01.2014 г.

[2] Приказ министерства регионального развития РФ 19 сентября 2011 г. N 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению».

[3] Письмо военного комиссара Самарской области Даньшина А.И., исх. № 18 от 10.01.2014 г.

[4] Жалоба Б., вх. № 1122/б-13 от 08.11.2013 г.

[5] Жалоба К., вх. № 1317/к-12 от 21.11.2012г.

[6] Письмо начальника медицинской части ФГКУ «354 ВКГ» Министерства обороны РФ Аниканова В., исх. № 495 от 11.04.2013г.

[7] Письмо военного комиссара Самарской области Даньшина А.И., исх. № 18 от 10.01.2014 г.

[8] Письмо военного прокурора Самарского гарнизона Шулятникова В.В., исх. № 206 от 17.01.2014 г.

[9] Письмо начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ Фисуна А.Я., исх. № 161/2/2/К-1090 от 16.04.2013г.

[10] Письмо начальника филиала № 3 ФГКУ «354 ВКГ» Министерства обороны РФ Локтева Д.С., исх. № 2/707 от 19.09.2013 г.

[11] Коллективное обращение., вх. № 117/Б-13 от 07.02.2013 г.

[12] Письмо начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ Самсонова И.Б., исх. № 14/1-21 от 17.01.2014г.

[13] Поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина № РД-П4-57-17 07.08.2013 г. 

 

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03