Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Анонсы

Дата Анонс
25.04.2024 25 апреля запланирован выездной прием жителей Ставропольского района
26.04.2024 26 апреля в селе Александровка Большеглушицкого района состоится выездной прием граждан и будет организовано оказание бесплатной юридической помощи
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

"Права человека в местах принудительного содержания"

Из доклада 2013

Раздел 2.4. Права человека в местах принудительного содержания

 

«…Меня вообще администрация колонии не слышит,

 как будто меня нет вообще. Я уже устал бегать по кабинетам

 и все меня гонят. Приди, говорят потом, мы тебя вызовем.

 Сколько можно это терпеть?»

Из жалобы осужденного Ж.,вх. №0968/Ж-13 от 30.09.2013г

 

В нашем обществе до сих пор живучи стереотипы о тюрьмах: историческая память о репрессиях вызывает стойкое убеждение в том, что до сих пор «зоны» - это места не только лишения свободы, но и уничижения человеческого достоинства, физического насилия и глумления над личностью. Да, места принудительного содержания, к которым в частности относятся изоляторы временного содержания, специальные приемники органов внутренних дел, исправительные колонии и следственные изоляторы Федеральной службы исполнения наказания, представляют собой те учреждения, которые уязвимы с точки зрения обеспечения прав человека в отношении лиц в них содержащихся. Но «тех пыток холодом и голодом, которые были в сталинских лагерях, сейчас почти нет. Бывают, но это скорее эксцессы. Тем не менее, тюрьма – это тюрьма, и психологическое давление на человека очень сильное»[1].

Эксцессы физического насилия, периодически становящиеся предметом широкого резонанса, не являются всеобщей практикой в учреждениях ФСИН России, но и не изжиты полностью из системы принудительного содержания. За последние несколько лет произошли существенные изменения и в методах управления контингентом исправительных учреждений, основанные на создании преференций для отдельных осужденных («актива» колоний) и дискриминации основной массы лиц, отбывающих наказание. Проблемы в реализации прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных сегодня носят иной характер: первые две категории подвергаются рискам физического и психологического насилия в условиях предварительного следствия, а в отношении осужденных лиц имеют место факты пренебрежения к их социальным правам и повседневным потребностям.

Одним из критериев, по которым можно оценить уровень соблюдения администрацией мест принудительного содержания прав находящихся там лиц, а так же степень открытости данных учреждений, является количество поступивших Уполномоченному жалоб и обращений. Так, в 2013 году, Уполномоченному по правам человека, по вопросам, касающимся мест принудительного содержания, поступило 298 письменных обращений, из которых 236 обращений от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Самарской области, и 5 от лиц, содержавшихся в изоляторах временного содержания (далее ИВС) органов внутренних дел Самарской области. Для сравнения: в 2012 году, от лиц, содержавшихся в местах принудительного содержания Самарской области Уполномоченному поступило 342 письменных обращения, из которых 282 обращения - из учреждений УИС и 7 обращений – из ИВС. Большинство обращений, связанных с нарушением трудовых и социальных прав осужденных, признаётся обоснованными, а изложенные в них факты подтвердившимися.

 

1.                  Хорошо сидим?

(проблемы в реализации прав человека в местах принудительного содержания, подведомственных органам внутренних дел)

 

В органах внутренних дел Самарской области в 2013 году функционировало 25 изоляторов временного содержания. Общее количество граждан, содержавшихся в них за этот период, составило 24 772 человека.

Анализируя обращения, поступившие из ИВС органов внутренних дел, а так же результаты посещения данных учреждений сотрудниками аппарата Уполномоченного, можно сделать вывод о том, что в 2013 году, как и на протяжении ряда предшествующих лет, главной проблемой в соблюдении прав человека там по прежнему является отсутствие должных бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых.

При этом в виду отсутствия федеральной целевой программы ремонта и реконструкции  ИВС, денежные средства на эти цели из федерального бюджета выделяются в основном только тогда, когда в соответствие с судебными решениями, вынесенными по искам органов прокуратуры или органов государственного пожарного надзора, имеется угроза закрытия изоляторов. Так было с ИВС ОП-24 и ИВС УМВД по г. Тольятти (Центральный район), ИВС ОП-2 УМВД по г. Самаре (Промышленный район)  и ИВС Межмуниципального УМВД «Сызранское».

По сравнению с прошлым годом, когда 5 ИВС органов внутренних дел Самарской области находились в подвалах и полуподвалах, в камерах некоторых ИВС не было ни принудительной вентиляции, ни канализации, ни прогулочных дворов, ни индивидуальных спальных мест, в 2013 году картина несколько изменилась к лучшему, благо области из федерального бюджета было выделено 4 500 млн. рублей.[2] В камерах ИВС ОМВД России по г. Новокуйбышевску была установлена система принудительной приточно-вытяжной вентиляции, в ИВС ОП-2 УМВД по г. Самаре (Промышленный район) оборудованы санпропускник и прогулочный двор, во всех ИВС органов внутренних дел Самарской области для подозреваемых и обвиняемых оборудованы индивидуальные спальные места. В ИВС ОП № 24 УМВД России по г. Тольятти выполнены работы по капитальному ремонту системы электроснабжения, камерных помещений и прогулочного двора[3]. В феврале 2013 года, после проведения капитального ремонта был введен в эксплуатацию ИВС ОП № 2 УМВД России по г. Самаре (Промышленный район), в котором впервые, с момента начала работы данного органа внутренних дел, стал функционировать прогулочный двор.

Возобновлено начатое еще в 2008 году и приостановленное из-за отсутствия денежных средств строительство ИВС МУ МВД России «Сызранское». Завершилось, наконец, и строительство «многострадального», изолятора временного содержания МО МВД России «Елховский», о котором говорилось в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека на протяжении последних пяти лет.

 

В ноябре 2012 года ИВС в Елховке Кошкинсокго района выглядел так

Чтобы привести помещения всех ИВС в соответствие с требованиями законодательства необходимы более 104 341 млн. рублей. Пока же, на период с 2013 по 2015 год согласована заявка ГУ МВД России по Самарской области на выделение денежных в размере 34 314 млн. руб.[4]

Анализ жалоб, поступивших Уполномоченному по правам человека в 2013 году на плохие бытовые условия содержания в изоляторах временного содержания, показывает, что, как и в 2012 году, «лидирует» ИВС ОМВД России по г. Новокуйбышевску (4 жалобы)[5]. Данное учреждение, как и раньше, располагается в подвале, окна в камерах отсутствуют, нет прогулочного двора, в связи с чем, положенные по закону прогулки, подозреваемым и обвиняемым не предоставляются[6].

 

В январе 2013 года Уполномоченный по правам человека в России Лукин В.П. осмотрел  Кинельский ИВС.

 

Права человека в местах лишения свободы стали предметом обсуждения на заседании Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека с участием заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Горового А.В.

Обращает на себя внимание увеличение количества смертей подозреваемых и обвиняемых, имеющих место в ИВС органов внутренних дел Самарской области. Так, если в 2011 году таких прецедентов не было, то в 2012 году скончались 3 человека (в том числе 2 в результате суицида), а в 2013 году зарегистрировано 5 смертей подозреваемых и обвиняемых, из которых 2 в результате суицида.

В ИВС МО МВД России «Отрадненский» 2апреля 2013 г. скончался арестованный за совершение административного правонарушения гражданин Т., смерть которого наступила от сердечной недостаточности. По результатам проверки, проведенной ГУ МВД России по Самарской области, к дисциплинарной ответственности привлечено 12 сотрудников ИВС за незнание требований инструкций, регламентирующих оказание первой доврачебной помощи, а так же руководство ИВС, не обеспечившее изучение личным составом нормативных документов.

Невнимательность сотрудников ИВС УМВД России по г. Тольятти, способствовала осуществлению замысла на самоубийство подозреваемым Н. и обвиняемым С. в июне 2013 года. По результатам проверки, проведенной ГУ МВД России по Самарской области, к дисциплинарной ответственности привлечено 12 сотрудников данного изолятора.

В ИВС ОП № 1 УМВД России по г. Самаре (Кировский район) от острой сердечной недостаточности во сне скончалась подозреваемая в совершении преступления Б. И, хотя по результатам служебной проверки вина сотрудников установлена не была, всё-таки превентивный вызов бригады скорой помощи к находящейся в состоянии наркотической абстиненции подозреваемой, думается, был необходим.

В этом ряду обращает на себя внимание смерть обвиняемого М., наступившая 29 мая 2013 г. в ИВС ОМВД России по г. Новокуйбышевску в результате хронической экзогенной интоксикации организма с поражением внутренних органов, осложнившейся развитием острой сердечнососудистой недостаточности, о чем сообщила Уполномоченному его мать[7]. В период нахождения М. в Новокуйбышевском ИВС к нему трижды вызывалась скорая медицинская помощь. При первом вызове бригада скорой помощи предлагала доставить М. в больницу для лечения, но сотрудники ИВС ОМВД России по г. Новокуйбышевску отказались это делать. Вскоре к М. была повторно вызвана бригада скорой помощи, которая также предложила госпитализировать М. но сотрудники ИВС опять отказали, пояснив, что при необходимости М. будет госпитализирован в медицинское учреждение, предназначенное для лечения обвиняемых. В итоге, несмотря на рекомендации медицинских работников, М. не был госпитализирован, а необходимое лечение ему так и не было оказано.

Вместо лечения к нему в целях пресечения его буйства и агрессии, были применены наручники и связывание ног. Вызванная третий раз в этот день бригада скорой помощи, констатировала смерть М. которая наступила до её приезда. Тем не менее, применение наручников и связывание ног человеку, не отдающему отчет в своих действиях в силу болезненного состояния вместо оказания медицинской помощи в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения, не стало ни поводом к возбуждению уголовного дела в отношении сотрудников ИВС, ни даже полноценной доследственной проверки, хотя усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.2 ст. 293 УК РФ (халатность, повлёкшая по неосторожности смерть человека).

Вот уже в течение нескольких лет тянется история с созданием на территории Самарской области специального учреждения, предназначенного для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации. Причинами этого являлись неоднократное изменения требований законодательства, отсутствие нормативной базы, помещений и необходимых денежных средств, выделенных на эти цели.

 В настоящее время, Правительством Самарской области в УФМС по Самарской области, для создания специального учреждения, в безвозмездное пользование передано здание бывшего техникума производственных технологий и экологии промышленности общей площадью 2920,3 кв.м. в г.о. Тольятти, на ремонт которого из областного бюджета Самарской области было выделено около 100 млн. рублей[8]. Учреждение предназначено для одновременного содержания 180  иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации.

 

Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека проверили готовность ГКУ УФМС по Самарской области «Специальное учреждение для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации», который должен заработать с 1 апреля 2014 года.  Все помещения соответствуют требованиям законодательства, предусмотрены отдельные блоки для женщин с детьми, оборудована и освещена прилегающая территория в 0,3 га

 

До этого в Самарской области действовали три спецприемника – в Самаре, Тольятти и Сызрани, в которых в ужасных условиях ежегодно содержались по 200 – 400 человек в год, пока консульские отделы посольств стран их исхода месяцами оформляли необходимые документы. В течение 2013 года в них содержалось  3 441 человек, в том числе 278 иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации.

В 2013 году федеральным законодательством был узаконен правовой статус лиц, содержавшихся в спецприемниках и возложены обязанности на органы внутренних дел по созданию для них бытовых условий, отвечающих требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности[9]. На 18 млн. рублей, выделенных из федерального бюджета, в спецприемнике УМВД России по г. Самаре переоборудованы камеры, заменены все коммуникации, оборудованы комната свиданий и санпропускник, проведены водопровод и канализация. Спецприемник МУ МВД России «Сызранское» закрыт из-за аварийного состояния помещения и ведется строительство нового здания. 9 млн. рублей выделено на ремонт помещений в спецприемнике УМВД России по г. Тольятти.

А вот такие учреждения, как медицинские вытрезвители, ликвидировали и забыли. Ликвидировали, в том числе, и в силу антигуманного обращения с «клиентами», попавшими в учреждения, подведомственные ранее органам внутренних дел. Но поскольку пить после этого меньше не стали, то лиц, находящихся в состоянии опьянения, стали доставлять в обычные больницы и поликлиники. Излишне говорить, что нахождение в лечебно-профилактическом учреждении человека в состоянии опьянения, состояние которого не требует неотложной медицинской помощи, а поведение не соответствует этическим нормам, нарушает лечебный режим, а иногда и создает опасность для медицинского персонала и пациентов. А, кроме того, ни один нормативный документ, регламентирующий организацию работы медицинских организаций, не возлагает на них функции по изоляции лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и их содержанию в медицинских организациях до вытрезвления. На наш взгляд, в медицинские организации должны доставляться лица, находящиеся в состоянии опьянения, только в случаях необходимости оказания им медицинской помощи, а не в случаях наличия у них факта опьянения и нарушения этими лицами общественного порядка.

Так, где же содержать лиц находящихся в тяжелой степени опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке?  Решением данного вопроса могло бы стать создание в крупных городах Самарской области специальных социальных муниципальных учреждений, как это было сделано, например, в Уфе, Кызыле, Омске и в некоторых других субъектах Российской Федерации.

Для всестороннего изучения возможности создания подобных социальных учреждений по оказанию помощи лицам, находящимся в состояния опьянения в общественных местах, не нуждающимся в оказании медицинской помощи и не совершившим правонарушений Департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области в 2013 году разработан специальный план мероприятий, который был утвержден вице-губернатором А.П.Нефедовым и направлен главам городских округов Самара, Тольятти, Новокуйбышевск и Сызрань.

Ответные мнения глав муниципалитетов представлено в излюбленном бюрократическом жанре «спихотехника». В Самаре озаботились возможным нарушением прав граждан, установленным статьей 55 Конституции РФ[10]. Тольятти отбился ссылкой на то, что создание подобных учреждений должно осуществляться исключительно в рамках реализации полномочий субъекта Российской Федерации, а никак не органов местного самоуправления[11]. На областные власти рассчитывает и Новокуйбышевск, но уже по причине недостаточности средств в муниципальной казне[12]. А в Сызрани и вовсе посчитали, что для создания вытрезвителей нужен федеральный закон, не меньше[13]!

Таким образом, кругооборот бумаг в природе нисколько не продвинул к разрешению проблемы. Но это вовсе не означает, что она относится к числу неразрешимых. Полагаем, что решение в данной ситуации может быть найдено путем создания в городах Самарской области дежурной наркологической службы, входящей структурно в систему регионального здравоохранения.

 

2. Можно ли «качать права» в тюрьме?

(проблемы в реализации прав человека в местах принудительного содержания уголовно-исполнительной системы Самарской области)

 

СИЗО-4 в Тольятти, открытие которого состоялось в июле 2013 года, отвечает всем муждународным требованиям

 

Все обращения, поступившие Уполномоченному в 2013 году от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Самарской области, можно разделить по следующим темам:

- несогласие с привлечением к уголовной ответственности, вынесенными приговорами и иными судебными постановлениями – 111 обращений;

- несогласие с результатом рассмотрения судами ходатайств об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания – 7 обращений;

- несогласие с привлечением к дисциплинарной ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания – 8 обращений;

- несогласие с решениями органов медикосоциальной экспертизы, связанных с установлением инвалидности – 5 обращений;

- несогласие с действиями (бездействием) сотрудников администрации учреждений уголовно-исполнительной системы – 14 обращений;

- вопросы, связанные с медицинским обеспечением в учреждениях уголовно-исполнительной системы – 22 обращения;

- несогласие с начислениями по лицевым счетам, в том числе заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, пенсий, а так же с удержанием из них денежных средств на содержание – 8 обращений;

- несогласие с имеющимися материально-бытовыми условиями отбывания наказаний – 3 обращения;

- по иным вопросам – 58 обращений, в том числе 2, связанные с мошенническими сделками с жилыми помещениям осужденных во время отбывания ими наказания в виде лишения свободы.

На первый взгляд число обращений, поступивших Уполномоченному по правам человека не так велико, если учесть количество лиц, содержавшихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы в 2013 году (13 650 осужденных – в колониях и 1 966 обвиняемых и осужденных – в следственных изоляторах[14]). Не поступали и сообщения о массовых или грубых нарушениях прав человека. Однако, вместе с тем, за каждым из обращений стоит проблема, возникающая у конкретного человека, как говорится «здесь и сейчас».

Подтвердились неудовлетворительные бытовые условия в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Самарской области, о которых шла речь в жалобе осужденного С.[15] По результатам проверки руководителю колонии Тольяттинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях внесено представление[16]. За допущенные нарушения уголовно-исполнительного законодательства, в части материально бытового обеспечения осужденных, заместителю начальника учреждения курирующего вопросы тыла, майору внутренней службы М.М. Прохорову объявлен выговор, а в помещениях общежитий в колонии запланировано проведение ремонта[17].

Требованиями статьи 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, на работников исправительных учреждений возложены не только поддержание порядка исполнения наказаний, но и обязанности по реализации прав и законных интересов осужденных, их личной безопасности. Но, к сожалению, некоторые сотрудники исправительных учреждений за соблюдением режимных требований не видят в осужденном человека с его насущными чаяньями и нуждами. Так, осужденный  М., отбывающий наказание в ФКУ ИК-26, сообщил Уполномоченному, что администрация учреждения трижды в течение 2013 года незаконно лишила его положенной передачи[18]. Причем, в третий раз, присланная на имя М. по почте посылка, была отправлена отправителю вообще без объяснения причин. Действующее законодательство не предусматривает те основания отказа осужденному в получении передачи, на которые ссылались сотрудники ФКУ ИК-26. Свои действия они объяснили незнанием уголовно-исполнительного законодательства, что стало предметом рассмотрения на оперативном совещании руководящего состава ФКУ ИК-26, где каждому из них объявлено дисциплинарное взыскание[19].

И уж совсем абсурдным выглядит решение администрации ФКУ ИК-29, запретившей, очевидно опасаясь самогоноварения, осужденным получать в посылках и передачах сахар, о чем сообщил в своей жалобе к Уполномоченному осужденный У.[20] Поскольку сахар не относится к запрещенным для передачи предметам, Тольяттинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях внес соответствующее представление. После этого посылка был вручена получателю.

Недобросовестное отношение к исполнению своих служебных обязанностей начальника отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-13 М.В. Ильянова, стало причиной того, что переведенный в исправительное учреждения Иркутской области осужденный Б., отправился в столь дальний путь без своих личных вещей[21]. Только после вмешательства Уполномоченного, вещи Б., оставшиеся на складе ФКУ ИК-13, были направлены ему посылкой по новому месту отбывания наказания[22]. Начальнику отдела интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-13 М.В. Ильянову объявлен выговор[23]. Встречаются ситуации, когда меры дисциплинарного взыскания, применяемые к осужденным, либо не соответствуют тяжести проступка, либо применяются непоследовательно. Так, например осужденный С.[24], отбывающий наказание в ФКУ ИК-13, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, однако в строгие условия отбывания наказания, как этого требует Уголовно-исполнительный кодекс РФ, переведен не был. Вместо этого он был водворен в помещение камерного типа сроком на 2 месяца. Это взыскание было отменено Самарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратурой как незаконное, а администрации исправительного учреждения внесено представление[25].

Особенно остро воспринимаются осужденными случаи несвоевременного зачисления или неправомерного удержания денежных средств с лицевых счетов, особенно если они получены от родственников или честно заработаны в период отбывания наказания. Это не только лишает осужденных возможности распоряжаться своими деньгами, в частности приобретать в магазинах учреждений товары первой необходимости, но и создает впечатление, что деньги присвоены кем-то из сотрудников уголовно-исправительной системы.

Осужденный Г. в своей жалобе, поступившей Уполномоченному, сообщал, что при переводе из ФКЛПУ «Областная соматическая больница» в следственный изолятор №2 ГУФСИН России по Самарской области, с его лицевого счета волшебным образом исчезли 7000 рублей, поступивших ранее от родственников[26]. Проверкой, проведенной сотрудниками ГУФСИН России по Самарской области, инициированной Уполномоченным, установлено, что в нарушение нормативных актов бухгалтером ФКЛПУ «Областная соматическая больница» Е.Л.Космачевой, при переводе заявителя из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое, денежные средства своевременно, в течение 3 дней переведены не были. Данные денежные средства были зачислены на лицевой счёт Г. только через 21 день после его убытия из ФКЛПУ «Областная соматическая больница» в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Самарской области[27].

Обратившийся на приеме к Уполномоченному осужденный Б. сообщил, что с его лицевого счета удержаны алименты сверх установленной нормы[28].

Проверка, проведённая по инициативе Уполномоченного, показала, что доводы заявителя соответствуют действительности. По вине заместителя главного бухгалтера ФКЛИУ-4 ГУФСИН России по Самарской области В.В. Князькиной, в июле 2013 года с лицевого счета заявителя в счет погашения алиментов, были излишние удержаны денежные средства, которые в итоге внесены на лицевой счет заявителя.

Обратившийся к Уполномоченному осужденный Л. сообщил, что во время его лечения в ФКЛПУ «Областная соматическая больница», администрация ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области продолжала удерживать из его пенсии по инвалидности расходы на питание[29].

Таким образом, из пенсии заявителя, было удержано 3329 рублей. Бухгалтерская проверка, проведенная сотрудниками ГУФСИН России по Самарской области в соответствие с обращением Уполномоченного, полностью подтвердила утверждения заявителя. Излишне удержанные денежные средства ему возвращены в полном объеме.

Не перестает обращать на себя внимание Уполномоченного и отношение некоторых сотрудников исправительных учреждений, отмахивающихся от просьб и нужд осуждённых, как от назойливых мух. Но особенно досадно, что этим порой грешат сотрудники групп социальной защиты осужденных, которые, как никто, должны в своей работе руководствоваться принципами гуманизма и сострадания. Например, старший инспектор группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКЛИУ-4 М.С.Юдакова вместо разъяснения порядка исчисление трудового стажа и оказания помощи в получении документов, необходимых для его подтверждения осужденному И., предпочла устраниться от этой работы[30].

 В случае с осужденным Б. та же М.С.Юдакова игнорировала его неоднократные просьбы о разъяснении порядка начисления пенсии по инвалидности[31], а так же федеральной социальной доплаты к ней и просто выставляла его из своего кабинета. Такое отношение ко многим осужденным, отбывающим наказание в ФКЛИУ-4, стало причиной назревания массового недовольства в учреждении и коллективного обращения к Уполномоченному.

 

В августе 2013 года в ЛИУ-4 состоялся выездноцй прием по жалобам осужденных

Проверка служебной деятельности старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКЛИУ-4 М.С.Юдаковой, проведенная по просьбе Уполномоченного сотрудниками ГУФСИН России по Самарской области, полностью подтвердила доводы заявителей.[32] В связи с этим, вопрос о профессиональной пригодности сотрудницы был предметом рассмотрения на заседании аттестационной комиссии ГУФСИН России по Самарской области, в соответствии с решением которой вынесено дисциплинарное наказание. Если в приведенных случаях имелась возможность исправить ситуацию путем возврата денег или производства перерасчета удержаний, то в случае с осужденным М. сложилась несколько иная ситуация[33]. В период отбывания наказания в виде лишения свободы М. был в установленном порядке признан инвалидом. Вместе с тем, сотрудниками групп социальной защиты осужденных ФКУ ИК-3 и ФКЛПУ «Областная соматическая больница» не было принято необходимых мер, направленных на своевременное приобщение к его личному делу паспорта заявителя, находящегося в ОУФМС России по Самарской области в Промышленном районе г. Самары. Отсутствие в личном деле паспорта привело к тому, что документы М. были сданы в Пенсионный фонд, для назначения пенсии по инвалидности только по истечении 12 месяцев со дня признания его инвалидом. В результате этого пенсия заявителю за период с ноября 2011года по октябрь 2012 года не назначалась и не выплачивалась. И возмещение неполученной за года пенсии теперь возможно только в судебном порядке.

Необязательность и небрежность сотрудников порождают нарушения трудовых прав осужденных. Так, осужденный Г. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-10 был трудоустроен на штатную должность уборщика территории, однако заболев, листка временной нетрудоспособности не получил, в результате чего остался без соответствующего пособия[34]. Отказ в выдаче листка временной нетрудоспособности признан незаконным, в связи с чем, Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику исправительной колонии внесено представление[35]. Невыдача листка временной нетрудоспособности произошла ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей старшим инспектором группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных Л.А. Лукониной, не оформившей правильно справку о трудоустройстве заявителя. Права заявители были восстановлены, а Л.А. Луконина привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Причины и условия, способствовавшие совершению данного нарушения, были рассмотрены на оперативном совещании руководящего состава исправительного учреждения[36].

Осужденная В., отбывавшая наказание в ФКУ ИК-28, обратилась к Уполномоченному с жалобой на невыплату пособия по временной нетрудоспособности бухгалтерией данного учреждения[37]. Проверка показала, что пока В. Находилась на лечении в Областной соматической больнице и даже успела освободиться, листок временной нетрудоспособности гулял по учреждениям ГУФСИН, и так  не был выдан ей на руки. Старшему инспектору группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных данного учреждения О.Н.Новиковой вынесено дисциплинарное взыскание[38].

О несвоевременности перечисления пособия по временной нетрудоспособности в размере 17393 рублей 60 копеек и заработной платы в размере 5143 рублей 66 копеек говорилось и в жалобе Р. который, отбывая наказание в ФКУ ИК-10, заболел туберкулезом легких[39]. Причинами этого также явилось несвоевременное направление листков временной нетрудоспособности сотрудниками группы социальной защиты и учета трудового стажа Областной туберкулезной больницы ГУФСИН России по Самарской области по месту отбывания наказания Р. и невнимательность сотрудников бухгалтерии данного учреждения при внесении остатков денежных средств в карточку его лицевого счета.

Осуждённая Ш. отбывая наказание в ФКУ ИК-15, была трудоустроена на штатную должность рабочего по стирке и ремонту одежды дома ребенка. В связи с изменением по решению суда вида исправительного учреждения и переводом в ФКУ КП-27, она была уволена с работы, однако начисленная заработанная в предыдущем учреждении зарплата и компенсация за неиспользованный отпуск по новому месту отбывания наказания перечислена не была. Только после вмешательства Уполномоченного денежные средства, причитающиеся Ш. были ей перечислены. За допущенные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства и халатное отношение к исполнению служебных обязанностей, приказом начальника ФКУ ИК-15, бухгалтеру И.С. Шуляпиной объявлен выговор[40].

Подтвердился факт вывода на работу в период заболевания осужденной П., отбывающей наказание в ФКУ ИК-15[41]. За это нарушение заместитель начальника колонии-начальник центра трудовой адаптации осужденных Т.П. Селиверстова, заместитель начальника центра трудовой адаптации осужденных Т.В. Гурьянова и начальника пошивочного цеха О.А. Тряпичникова, приказом начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Самарской области, привлечены к дисциплинарной ответственности.

Отдельные нарушения выявлены и в части оказания медицинской помощи осужденным. У осужденного М. в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Самарской области была выявлена ВИЧ-инфекция, однако в нарушение требований законодательства администрация учреждения ему об этом не сообщила и мер к обеспечению надлежащей медицинской помощью и диетическим питанием не приняла[42]. Хотя при наличии положительных результатов обследования в иммунном блоттинге они должны немедленно вноситься в амбулаторную карту[43] и одновременно с этим сообщаться ВИЧ-инфицированным лицам, включая их информирование об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица[44]. В связи с этим прокуратурой Самарской области в феврале 2013 года начальнику ГУФСИН России по Самарской области было внесено представление. За невнимательное отношения к обвиняемому и нарушения в отношении него требований законодательства, заместитель начальника медицинской части ФКУ СИЗО-1 Р.С. Силаев привлечен к дисциплинарной ответственности[45].

Хочу подчеркнуть, что невнимательное отношение к осужденным – это отнюдь не повальное явление в учреждения ГУФСИН России по Самарской области. При обращении Уполномоченного в защиту прав или интересов кого-либо из обвиняемых или осужденных, руководство, сотрудники аппарата ГУФСИН России по Самарской области и руководители учреждений не стараются скрыть имеющиеся нарушения, а наоборот принимают меры к их скорейшему устранению и привлечению виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности. В истекшем году Уполномоченным в ГУФСИН России по Самарской области было направлено 86 обращений, касающихся ставших ему известными нарушений сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы прав обвиняемых и осужденных. По результатам проверки этих обращений к дисциплинарной ответственности было привлечено 20 сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы.

Между сотрудниками аппарата Уполномоченного и сотрудниками аппарата ГУФСИН России по Самарской области давно сложилась практика совместных выездов в исправительные учреждения и следственные изоляторы для проверки жалоб содержащихся там лиц и проведения их приемов. В 2013 году сотрудниками аппарата Уполномоченного и сотрудниками аппарата ГУФСИН России по Самарской области было проведено 16 таких совместных выездов, в ходе которых было проведено 6 приемов осужденных.

Рабочее взаимодействие в вопросах обеспечения соблюдения прав обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Самарской области, сложилось между сотрудниками аппарата Уполномоченного и сотрудниками органов прокуратуры. В 2013 году ими совместно в целях проверки жалоб, касающихся соблюдения прав и законных интересов обвиняемых и осужденных, 12 раз были посещены учреждения уголовно-исполнительной системы, в ходе посещения которых было проведено 8 приемов. В 2013 году Уполномоченным для проведения проверки ставших ему известными нарушений сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы прав осужденных в Самарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях было направлено 74 обращения и 3 обращения – в Тольяттинскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. По результатам рассмотрения обращений Уполномоченного, руководителям учреждений уголовно-исполнительной системы Самарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях внесено 8 представлений, а Тольяттинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях внесено 2 представления.

При взаимодействии с органами прокуратуры осуществляется правовое просвещение осужденных. Так в 2013 году специально для осужденных в соавторстве была подготовлена брошюра «Европейский Суд по правам человека: история, юрисдикция и процедура обращения».

 

Презентация брошюры «Европейский Суд по правам человека: история, юрисдикция и процедура обращения»  состоялась 7 июня 2013 года в ФКУ ИК-28 в рамках дня правового просвещения

 

Совместно с Общественной наблюдательной комиссией по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания на территории Самарской области сотрудниками аппарата Уполномоченного были осуществлены 5 посещений исправительных учреждений и проведено 2 приема осужденных, на которых было принято по различным вопросам 25 человек. Каждому из обратившихся были подробно разъяснены требования законодательства, оказана необходимая консультационная юридическая помощь.

В ноябре 2013 года Общественная наблюдательная комиссия Самарской области в третий раз обновила свой состав. В новый состав комиссии вошли 16 человек, выдвинутых общественными организациями Самарской области. Однако в него почему-то не попали авторитетные люди, имеющие правозащитный опыт и способные принести пользу делу осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания и содействия лицам в них находящимся. Оценки и подходы этих представителей гражданского общества были бы очень полезны как для ведомств, так и для общества в целом.

 

Активная работа ряда членов прежнего состава комиссии была отмечена Главным федеральным инспектором по Самарской области Чабаном С.Я. и  заместителем  Председателя Правительства Самарской области – руководителем департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Ивановым Ю.Е., вручившим  им благодарственные письма 27 ноября 2013 года в приемной Уполномоченного

В 2013 году продолжилась ставшее традиционным взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Самарской области с Общественным советом ГУФСИН.

 

Продолжалась в 2013 году и работа сотрудников аппарата Уполномоченного в комиссиях по так называемым социальным лифтам исправительных учреждений. Всего в течение года они приняли участи в 12 заседаниях таких комиссий, на которых были рассмотрены 184 ходатайства осужденных об условно-досрочном освобождении, переводе в облегченные условия отбывания наказания или замене вида исправительного учреждения. Большинство ходатайств было поддержано членами комиссий, но по некоторым было принято решение воздержаться от поддержки. Критериями этого являются не только сведения, представленные администрации колонии и свидетельствующие о недостаточной степени исправления осужденного, но и его отношение к труду, совершенному деянию и намерения после освобождения. Эти данные выясняются членами комиссии при непосредственном общении с осуждёнными подавшими ходатайства.

 

3.                  Болезни тюремной медицины

(заболеваемость, смертность в учреждениях ГУФСИН России по Самарской области и реформирование медицинской службы)

 

Туберкулез и ВИЧ – настоящий бич уголовно-исполнительной системы в Самарской области. В 2013 году в учреждениях содержалось более 1 500 человек, страдающих туберкулезом, 37 человек из которых скончались и почти 4 000 ВИЧ-инфицированных, из которых умерли 146 человек[46].

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года, одним из приоритетных направлений работы, должно стать приближение обращения с лицами, заключенными под стражу и отбывающими наказание в виде лишения свободы, к общепризнанным и иным международным стандартам в области прав человека, а так же охране их здоровья в период содержания в пенитенциарных учреждениях[47].

На этом фоне весьма своеобразно выглядело решение, принятое в 2013 году директором ФСИН России, о сокращении численности начальствующего состава учреждений уголовно-исполнительной системы, замещаемых медицинскими работниками[48]. Так ГУФСИН России по Самарской области было предложено из имеющихся 172 единиц аттестованного медицинского персонала, сократить 27 единиц (15,6%), в том числе 25, непосредственно работающих в медицинских частях исправительных учреждений.

По мнению руководства ФСИН России, деятельность медицинских работников учреждений уголовно-исполнительной системы должна быть сведена только к исполнению специальных функций, а именно покамерному обходу, осмотру осужденных перед водворением в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, одиночные камеры или карцеры, а так же первичному осмотру лиц, поступающих в учреждение. Исходя из этого, руководителям территориальных органов ФСИН России было рекомендовано осуществить мероприятия по определению конкретного перечня должностей начальствующего состава, замещаемых медицинскими работниками и подлежащих сокращению, с обязательным учетом мнения Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, Общественных наблюдательных комиссий и иных общественных организаций, принимающих участие в осуществлении независимого контроля деятельности уголовно-исполнительной системы.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области считает, что сокращение должностей медицинского персонала неминуемо приведет к разрушению имеющейся материально-технической медицинской базы пенитенциарных учреждений и к снижению уровня доступности медицинской помощи, который должен обеспечиваться по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, а так же наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации[49]. Такое мнение высказало и большинство других региональных Уполномоченных по правам человека. Эта позиция отражена в обращениях, направленных Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации[50], заместителю Министра юстиции Российской Федерации[51] и Главному федеральному инспектору по Самарской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе[52].

В конечном счете «оптимизация» была проведена довольно бережно: в медицинской службе ГУФСИН России по Самарской области было сокращено только 7 единиц начальствующего состава учреждений уголовно-исполнительной системы, замещаемых медицинскими работниками, но вместо них сразу же было введено 7 должностей замещаемых гражданским медицинским персоналом. В условиях реорганизации медицинской службы уголовно-исполнительной системы, заключающейся в создании в каждом субъекте Российской Федерации Федерального казенного учреждения здравоохранения ФСИН России, объединившего в себе все медицинские части исправительных учреждений, данное обстоятельство позволило не только оставить прежней численность медицинского персонала, но и сохранить количество койко-мест на уровне 2012 года.



[1] Интервью М.Б.Ходорковского. 24.12.2013 г. // bbc.co.uk/russian/

 

[2] Письмо заместителя начальника полиции ГУМВД России по Самарской области Рудакова Н.М. от 14.02.2014г. №9/5-676

[3] Сведения приведены по результатам посещения 19.02.2014 г. ИВС ОП №24 сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области.

[4] Письмо заместителя начальника полиции ГУМВД России по Самарской области Рудакова Н.М. от 14.02.2014г. №9/5-676

[5] Жалоба Е., вх.№0087/Е-13 от 01.02.2013 г.; жалоба И., вх.№0088/И-2013 от 01.02.2013 г.; жалоба Б., вх.№0085/Б-13 от 01.02.2013 г.; жалоба М., вх.№0086/М-13 от 01.02.2013 г.

[6] В соответствие с требованиями ст.16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», каждый подозреваемый или обвиняемый, содержащийся в ИВС, имеет право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа.

[7] Обращение М., вх.№0705/М-13 от 23.07.2013 г.

[8] В целях приведения в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2013г. №310 «Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии».

[9] Ст.13 Федерального закона от 26.04.2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста».

[10] Письмо и.о. Главы г.о. Самара Кудряшова В.В., исх.№20-12-05/9802 от 24.10.2013г.

[11] Письмо Первого заместителя Мэра г.о. Тольятти Бузинного А.Н., исх.№8050/2 от 04.10.2013г.

[12] Письмо Главы г.о. Новокуйбышевск Коновалова А.А., исх.№7022 от 01.10.2013г.

[13] Письмо и.о. Главы администрации г. о.Сызрань Уколова В.Г., исх.№02-21/5392 от 01.10.2013г.

[14] Письмо начальника ГУФСИН России по Самарской области Алмазова Р.Ч., исх.№64/ТО/2-667 от 24.01.2014г.

[15] Жалоба С., вх.№1226/С-13 от 09.12.2013 г.

[16] Письмо Тольяттинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ишутина А.В., исх..№34/Ж-2013 от 31.12.2013 г.

[17] Письмо начальника ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Самарской области РуппаД.В., исх.№.64/ТО/48/12-1334 от 04.03.2014 г.

[18] Жалоба М., вх..№1050/М-13 от 23.10.2013 г.

[19] Письмо начальника ГУФСИН России по Самарской области Алмазова Р.Ч., исх.№64/ТО/2-11588 от 05.12.2013 г.

[20] Жалоба У., вх. №1069/У-13 от 28.10.2013 г.

[21] Жалоба Б., вх.№0751/Б-13 от 02.08.2013 г.

[22]Письмо заместителя начальника ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Самарской области Долматова С.Ф., исх.№64/ТО/72/14-6393 от 09.09.2013 г.

[23] Письмо исполняющего обязанности начальника ГУФСИН России по Самарской области Дороша В.М., исх.№64/ТО/10/1-7951 от 13.09.2013 г.

[24] Жалоба С., вх.№0162/С-13 от 20.02.2013 г.

[25] Письмо Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Шуваткина А.В., исх.№50Ж/13 от 18.04.2013 г.

[26] Жалоба Г., вх.№0432/Г-13 от 06.05.2013 г.

[27] Инструкция по учету личных денежных средств, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 356 от 08.12.2006 г. №356,

[28] Жалоба С. в интересах Б., вх.№0739/С-13 от 01.08.2013г.

[29] Жалоба Л., вх.№0370/Л-13 от 17.04.2013 г.

[30] Жалоба С. в интересах И., вх.№0739/С-13 от 01.08.2013 г.

[31] Жалоба С. в интересах Б., исх.№ 0739/С-13 от 01.08.2013 г.

[32] Письмо начальника ГУФСИН России по Самарской области Алмазова Р.Ч., исх.№64/ТО/2-7437 от 03.09.2013 г.

[33] Жалоба М., вх.№0136/М-13 от 11.02.2013 г.

[34] Жалоба Г., вх.№0755/Г-13 от 05.08.2013 г.

[35]Письмо и.о. Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сядукова И.В., исх.№97ж/12 от 10.09.2013 г.

[36] Письмо начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области Мальчихина А.В., исх.№.64/ТО/71/21-7862 от 28.10.2013 г.

[37] Жалоба В., вх.№1178/В-13 от 26.11.2013 г.

[38] Письмо и.о. заместителя начальника ГУФСИН России по Самарской области Ю.В.Шереметьева Исх.№64/ТО/24/2-88 от 10.01.2014 г.

[39] Жалоба Р.Вх.№0438/Р-13 от 06.05.2013г.

[40] Письмо заместителя начальника ГУФСИН России по Самарской области Неймарка Г.В., исх.№64/ТО/18/1-5867 от 19.07.2013 г.

[41] Жалоба П., вх.№0203/П-13 от 06.03.2013 г.

[42] Жалоба М., вх.№0718/М-13 от 26.07.2013 г.

[43] Статья 24 Федерального закона от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п.311 Порядка оказания медицинской помощи лицам отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005г. №640/190,

[44] Статья 13 Федерального закона от 30.03.1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

[45] Письмо заместителя начальника ГУФСИН России по Самарской области Неймарка Г.В., исх.№64/ТО/17-7935 от 13.09.2013г.

[46] Письмо начальника ГУФСИН России по Самарской области Алмазова Р.Ч.Исх.№64/ТО/2-667 от 24.01.2014г.

[47] Концепция развития уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010г. № 1772-р.

[48] Письмо Первого заместителя начальника управления медико-санитарного обеспечения ФСИН России Тихонова А.Г., исх.№исх.-22-1628 от 24.05.2013 г.

[49] В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[50] Обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Лукину В.П., исх.№ 2464 от 06.06.2013 г.

[51] Обращение к заместителю Министра юстиции Российской Федерации Алханову А.Д., исх.№ 2983 от 05.07.2013 г.

[52] Обращение к Главному федеральному инспектору по Самарской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Чабану С.Я., исх.№2 984 от 05.07.2013 г.

 

Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03