Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Анонсы

Дата Анонс
29.05.2024 29 мая запланирован целевой прием по реализации трудовых прав граждан
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Общественники дали оценку реализации программы переселения из аварийного жилья

19 ноября состоялось расширенное заседание Общественного Совета и Экспертного Совета по вопросам прав и свобод человека при Уполномоченном по правам человека в Самарской области. Главным вопросом стала тема реализации программ по переселению граждан из аварийного жилья.

Рассмотрению этого вопроса предшествовала большая аналитическая работа. Сотрудники аппарата, совместно с членами Общественного Совета, общественными помощниками проехали 27 муниципальных образований, чтобы оценить качество предоставляемого жилья, а также соблюдение прав собственников и нанимателей жилых помещений при переселении из аварийного жилья.

Итоги этой работы подвела в своем докладе Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ольга Дмитриевна Гальцова.

Она отметила, что объем финансирования программ по переселению в Самарской области с 2009 по 2015 годы составил 11 миллиардов 251 миллион рублей. Из них средства фонда содействия реформированию ЖКХ составляют 5 миллиардов 804 миллиона рублей, средства областного бюджета – 4 миллиарда 820 миллионов рублей, софинансирование со стороны местных бюджетов составило 626 млн рублей.

Сегодня по рейтингу государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 01.10.2015, Самарская область занимает 41  место в ранге субъектов по переселению граждан из аварийного жилья.

По состоянию на 15 ноября 2015 года переселены 12894 человека, что составляет 48% от утвержденных цифр. До 1 сентября 2017 года планируется отселить еще 13973 человека по всей Самарской области.

Министерству строительства Самарской области и органам местного самоуправления в Самарской области поручено в срок до 1 июля 2016 г сформировать и утвердить региональные (муниципальные) адресные программы по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года. Кстати, после 1 января 2012 года были признаны аварийными 958 домов, в которых проживают более 20000 человек.

По данным, полученным Уполномоченным по правам человека в Самарской области из муниципальных образований Самарской области, на территории нашего региона до 1 января 2012 года были признаны аварийными 1613 домов, в которых проживали 28496 человек. Однако не все эти аварийные дома попали в программу переселения. 72 дома по различным причинам не вошли в областные и муниципальные программы по переселению граждан из аварийного жилья; в них продолжают проживать 1629 человек.

Одним из таких стал дом по ул. Белогородской, 5 в Самаре. Дом был признан межведомственной комиссией Железнодорожного района Самары аварийным в 2011 году, но не попал в программу переселения из-за явных бюрократических проволочек. Сотрудники аппарата совместно с членами Общественного совета выезжали по этому адресу и лично убедились, что двухэтажное здание трещит по швам, в нем гуляет ветер. Люди не знают, как зимовать в этих условиях. А муниципальные власти год за годом издают постановление о переносе сроков переселения. Очевидно, что права человека в этой ситуации нарушены. Уполномоченный по правам человека в Самарской области О.Д. Гальцова обратилась в прокуратуру, которая подтвердила этот факт и внесла представление об устранении выявленных нарушений.

По итогам посещений муниципалитетов можно сделать следующие выводы. В целом права граждан при переселении соблюдаются. Граждане были переселены в новые построенные дома. При этом были соблюдены требования жилищного законодательства о предоставлении равнозначных помещений. «Однако не могу не отметить, что 49 семей, которые были переселены из аварийного жилья и стояли в очереди как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получили равнозначное жилье и остались стоять в этой очереди. Совершенно очевидно, что законодателям необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство по этой категории граждан, чтобы они переселялись с улучшением жилищных условий. Таким образом решаются сразу две проблемы: граждане отселяются из аварийного жилья и снимаются с учёта как нуждающиеся» - подчеркнула Ольга Гальцова.

Изучив ситуацию, сотрудники аппарата, члены общественного совета убедились, что органы местного самоуправления по-разному подходят к вопросу переселения. Там, где муниципальные власти проявляют индивидуальный подход к каждой семье, жители довольны переселением. Так, например, в Хворостянском районе гражданам предоставляются однокомнатные, двухкомнатные и трёхкомнатные квартиры в одноэтажных двух или трёх квартирных домах. Вновь построенные многоквартирные дома расположены либо в непосредственной близости от аварийного расселяемого многоквартирного дома, либо на месте его расположения. Таким образом, причина конфликтной ситуации - удалённость от места прежнего проживания - не создаётся. Жители продолжают проживать на том же месте, но в более комфортных условиях, имеют возможность использовать тот же земельный участок, который ранее обрабатывали.

Также стоит отметить опыт Исаклинского и Сергиевского районов. Гражданам при переселении предложили жилые помещения в двухквартирных домах с чистовой отделкой, с прилегающими к ним земельными участками, которые можно использовать для ведения личного подсобного хозяйства. Важно, что дома расположены в пределах доступности социальной инфраструктуры: рядом есть больницы, школы, детский сад, магазины.

Среди городских округов Уполномоченный отметила положительный опыт переселения в Отрадном и Новокуйбышевске.

В г.о. Отрадный новые дома строились на месте снесенных аварийных, что свело на нет конфликтные ситуации, связанные с местом расположения нового жилья. Гражданам предоставлялись помещения равноценные ранее занимаемым, за исключением расселения коммунальных квартир. 65 собственников комнат в коммунальных квартирах переехали в отдельное жилье, значительно улучшив свои условия проживания по метражу. Оплата площади жилого помещения, предоставленной свыше ранее занимаемой, производилась за счет средств местного бюджета.

В городском округе Новокуйбышевск собственникам аварийного жилья по договору мены предоставлялись новые жилые помещения по общей площади, как правило, превышающей ранее занимаемое жилое помещение на 1-3 кв.м., но в отдельных случаях общая площадь предоставляемого жилого помещения превышала более 10 кв.м. При этом количество комнат в квартирах было равнозначным, чем были значительно улучшены жилищные условия граждан.

Но есть, к сожалению, и совершенно другие случаи, когда переезд в новое жилье не доставляет радости новоселам. Одним из таких примеров стало переселение граждан в так называемые квартиры-студии. Наиболее скандально переселение в квартиры-студии сложилось в микрорайоне Озерный г.о. Самара, где комната отделена от кухни стеной с проёмом для освещения. Есть в Озерном и квартиры, в которых на кухне нет окна вообще. Другая крайность так называемых квартир-студий – когда в одном помещении находятся плита, раковина и остальная мебель.

По обобщенным данным из посещенных муниципальных образований, гражданам предоставлены 73 квартиры-студии: 41 подобная по планировке квартира построена в городском округе Чапаевск, 13 – в муниципальном районе Кинельский, 3 - в муниципальном районе Камышлинский, 8 – в муниципальном районе Безенчукский, 8– в муниципальном районе Приволжский.

Отдельный вопрос – качество построенного жилья. В большинстве муниципалитетов в новых домах подрядчикам приходится устранять недоделки: просевшая отмостка, неработающая вентиляция, влажность в квартирах, грибок – эти и другие недостатки доставляют гражданам неудобства и угрожают здоровью. В число районов, где были обнаружены существенные претензии к качеству построенного жилья оказались Кошкинский, Ствропольский, Кинельский районы, г.о. Похвистнево, г.о. Жигулевск, г.о. Самара.

Проблема в том, что сегодня не осуществляется государственный строительный надзор за многоквартирными домами высотой до трех этажей. Уполномоченный считает целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство с целью обеспечить должный надзор за малоэтажным строительством.

Свое мнение на этот счет высказал и член Общественного совета Александр Антонович Латкин. Он отметил, что для повышения качества предоставляемого жилья необходимо начать проектирование и строительство принципиально нового жилья. Для этого необходимо совершенствовать нормативно-техническую базу, определяющую параметры строящегося жилья, которые кроме улучшения потребительских качеств, обеспечили бы еще и более низкие эксплуатационные расходы.

Что касается жилья в сельских населенных пунктах, то по мнению Латкина строить многоквартирные дома здесь не стоит. «Министерству строительства следовало бы разработать и утвердить основные параметры и типы жилья для сельской местности, объединенных общим понятием «крестьянское подворье», которые бы учитывали, как образ жизни в той или иной климатической зоне, так и сферу деятельности. При разработке проектов коттеджного жилья проектировщики должны учитывать главное требование: архитектурно-планировочное решение дома должно предусматривать возможность дальнейшего поэтапного развития как за счет пристраиваемых площадей, так и за счет вертикального «роста» строения. Приусадебный участок должен делится на несколько зон: жилая (дом, благоустроенная площадка), хозяйственная (гараж, хозпомещения), самостоятельная (сад, огород). Все зоны подворья должны представлять собой архитектурный ансамбль, единую объемно-пространственную композицию. Речь идет о принципиально новом типе жилья, позволяющем технологически с наименьшими затратами увеличивать жилую площадь, используя полученное жилье по социальным нормам как базовую основу для дальнейшего расширения. Такой тип жилья под названием «растущий дом» широко используется за рубежом» - рассказал Латкин. - В целом, нужно реализовать следующий принцип: мы даем строителю деньги и говорим, что, где и когда нужно построить».

Свое слово сказали и эксперты. Заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета, к.ю.н., профессор, член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Самарской области Валентина Дмитриевна Рузанова отметила, что сегодня нет законодательных препятствий для предоставления жилья по нормам для лиц, стоящих на учете как нуждающиеся. «Если мы ставим задачу решить проблему людей с точки зрения прав человека, то должны быть другие подходы. А так получается, людей переселили в равнозначные по площади помещения, и они опять очередники. Это путь в никуда» - подчеркнула Валентина Рузанова.

Также эксперты пришли к выводу, что переселение граждан в квартиры-студии - незаконно. Есть требования к жилому помещению при переселении. Должны учитываться соотношение жилой и вспомогательной площади, архитектурно-планировочная структура жилья. Если у человека была изолированная комната, то она должна быть изолированной в новом жилье, иначе это ухудшает положение граждан. 

"Мне бы хотелось отметить, что в Самарской области сделано немало по переселению граждан из аварийного и непригодного для проживания жилья, но есть еще над чем работать. Совершенно очевидно, что мало иметь средства на переселение граждан, надо грамотно, дальновидно ими распорядиться, проявить государственный подход к делу и просто человеческое отношение к нашим гражданам. Ведь для многих людей переселение из аварийного жилья – это единственно возможный способ решения жилищной проблемы, так как самостоятельных возможностей улучшить свои жилищные условия нет. Поэтому должны быть созданы все условия для нормальной комфортной жизни граждан, чтобы получение нового жилья стало исключительно позитивным событием в жизни каждого переселенца" - отметила О.Д. Гальцова.

По итогам заседания Общественного Совета все рекомендации общественников будут направлены Губернатору Самарской области Н.И. Меркушкину, председателю Самарской Губернской Думы В.Ф. Сазонову и главам муниципальных образований.

Новости уполномоченного . Поиск за день: "24 ноября 2015"

24 ноября 2015


Консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области Н.В. Герасимов принял участие во Всероссийской научно-практической конференции «Организация клинического обучения в вузах ФСИН России».

24 ноября 2015


Состоится заседание комиссии по здравоохранению, социальному развитию, демографии, здоровому образу жизни и спорту Общественного совета по вопросам прав и свобод человека

24 ноября 2015


Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области и общественные помощники Уполномоченного приняли участие в Всероссийском дне правовой помощи детям

24 ноября 2015


Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03