Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Анонсы

Дата Анонс
29.05.2024 29 мая запланирован целевой прием по реализации трудовых прав граждан
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Заседание Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека

18 мая в г. Москве состоялось заседание Координационного Совета российских уполномоченных по правам человека, посвящено вопросам взаимодействия омбудсманов с органами прокуратуры в процессе защиты и восстановления нарушенных прав граждан.  В заседании Координационного Совета принял участие первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Буксман Александр Эмманулилович.

        Какие вопросы обсуждались в ходе заседания Координационного Совета?

        Региональные омбудсманы обратили внимание первого заместителя генпрокурора, что по многим заявлениям о преступлениях проверки носят формальный характер, и уголовные дела не возбуждаются даже тогда, когда уже из первичных материалов проверок становится очевидным наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступлений.

        Заместителю генпрокурора также был адресован вопрос о том, какие меры требуются для того, чтобы применение насилия сотрудниками правоохранительных органов было практически невозможным или неукоснительно преследовалось по закону? Достаточны ли полномочия прокуратуры для этого?

       По общему мнению, целесообразно восстановление в этих целях полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве, в которых прокурор был существенно ограничен Федеральным Законом № 87-ФЗ от 05.06.2007 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»?

      Уполномоченные по правам  человека также посчитали полезным для защиты прав граждан, попавшим в орбиту уголовной юстиции, предоставление омбудсманам права  на ознакомление с материалами проверок по заявлениям граждан, по которым было отказано в возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц.

      На вопрос самарского омбудмана, как часто прокурор при рассмотрении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, использует свое право вернуть дело следователю для дополнительного расследования, Александр Буксман привел следующую статистику:

      - в 2010 году возвращено на доследование 37 000 уголовных дел;

      - в 2011 году – 36 600 уголовных дел, что свидетельствует о недостаточном качестве расследования.

      На упреки в обвинительном уклоне всего правосудия  (в год имеет место всего от 1% до 2% оправдательных приговоров) заместитель Генерального прокурора  России сказал, что в 2011 году органы прокуратуры 1124 раза отказались от обвинения по мотивам недоказанности вины обвиняемых. Однако данная статистика, посчитали уполномоченные по правам человека  - капля в море обвинительных приговоров. 

      Обсуждались также вопросы эффективности координирующей роли прокуратуры в противодействии коррупции; результатах привлечении к уголовной ответственности лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела в России и которые скрываются за рубежом;            

      Неожиданно демократичным для правоохранительной и вертикальной структуры выглядит тот факт, что по некоторым вопросам в недрах ее управлений существуют полярные точки зрения. Так, например, по вопросу возврата в уголовный процесс института возвращении уголовного дела судом на дополнительное расследование мнения в Генпрократуре существенно расходятся. Сам Александр Буксман считает, что это может привести не только и не столько к повышению объективности и качества расследования, сколько к затягиванию рассмотрения дела и  новому потоку жалоб уже на волокиту следствия  и длительность содержания под стражей.

       Совершенно экзотические примеры исполнительного правосудия привели уполномоченные по правам человека в Республиках Татарстан и Кабардино-Балкарии, Амурской, Архангельской и Новгородской областях, когда решения судов, обязывающие органы исполнительной власти муниципальных образований, предоставить квартиры детям-сиротам или лицам, переселяемым из ветхого жилья, завершаются постановлениями об «исполнении» только потому, что органы МСУ докладывают судебным приставам-исполнителям, что у них нет денежных средств на исполнение судебных решений. Позиция прокуратуры по этому поводу: это – явное нарушение прав граждан.

       Весьма актуальным было и мнение первого заместителя генпрокурора относительно использования органами власти терминов «несогласованный», несанкционированный», «не разрешенный» и «запрещенный» применительно к митингам, шествиям, пикетам, демонстрациям. Александр Буксман сказал, что нет таких терминов в действующем законодательстве, а их использование происходит только журналистами. Правоприменители, основывающие свои решения на нормах закона, такими терминами не пользуются. Так и сказал!

        Заместитель генпрокурора весьма критично отнесся к практике подачи идентичных исков по идентичным предметам пи массовом нарушении права одной и той же категории граждан, согласившись с уполномоченными по правам человека, что гораздо правильнее в подобных ситуациях опротестовать правовой акт, содержащий дискриминационную норму, а не делать статистик на исках, в которых отличаются только фамилии лиц, в защиту которых выступают прокуроры.

      Не обольщается прокуратура и на счет замены института понятых системами видео-аудио регистрации. По поводу опасений фальсификаций и видеомонтажа суждения замгенпрокурора были связаны с повышением квалификации и мотивации добросовестной деятельности правоохранителей – и в этом мы с прокуратурой согласны.        

     

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Лукин Владимир Петрович отметил значимость соглашении «О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в вопросах зашиты прав и свобод граждан».  Генеральным прокурором Российской Федерации издано распоряжение от 09.02.2009 г. № 33/7р «Об организации исполнения Соглашения Уполномоченного по правам человека в РФ и Генерального прокурора РФ о взаимодействии в вопросах защиты прав и свобод граждан».

       Результатом этого взаимодействия стало издание в 2012 году пособия «Взаимодействия органов прокуратуры с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации», в котором отражены основные формы работы, применимые и на территориях субъектов РФ.

      В дополнение к уже устоявшимся формам  Буксман А.Э. предложил включать в план комплексных проверок результатов деятельности органов прокуратуры в регионах страны обязательное собеседование с региональными уполномоченными по правам человека с целью выяснения их мнений и оценок.

      

Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Чадов Анатолий Михайлович  выступил по вопросам взаимодействия уполномоченных по правам человека с органами прокуратуры при рассмотрении жалоб и обращений граждан на доследственные проверки, в том числе по фактам насилия над гражданами».

 

    

Уполномоченный по правам человека в г. Москве Музыкантский  Александр Ильич на примере нарушений прав в сфере жилищных прав проанализировал эффективность мер реагирования органов прокуратуры, обратив внимание, что принесение представлений или протестов считается разрешением жалобы, хотя проблемы по сути нередко так и остаются не разрешенными, а права граждан продолжают нарушаться.           

 

Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Омарова Уммупазиль Авадзиевна остановилась на формах взаимодействия уполномоченных по правам человека и органов прокуратуры по вопросам защиты и восстановления нарушенных социальных прав наименее защищенных категорий граждан».

 

Уполомоченный по правам человека в Иркутской области Зелент Иван Зигмундович обратил внимание на непростые отношения омбудсманов и прокуратуры -  там, где у силовых структур имеется заинтересованность в преднамеренном исходе дела. 

 

 

Подводя итоги заседания Координационного Совета, Скупова Ирина Анатольевна отметила,  что в целом, между омбудсманами и органами прокуратуры сложилось вполне рабочее взаимодействие.  Тем более, что в выступлениях первых лиц государства прокуратура стала называться не только правоохранительным, но и правозащитным органом.

 «Но нам бы хотелось усилить понимание того, что мы – сторона непроцессуальная, но (!)  при этом правовой статус самого института омбудсмана обязывает его выступать своеобразным посредником между государством и обществом. К Уполномоченным обращаются люди, не связанные какими-то формальными  - процедурными и статусными -  условиями ни в самом факте подачи жалоб, ни в изложении известных им обстоятельств. Уполномоченный, в свою очередь, также не связан ни ведомственной подчиненностью, ни отчетностью, ни соображениями политической конъюнктуры. И конструктивный диалог с правоохранительными органами, в том числе с органами прокуратуры,  необходим не только уполномоченным, и не столько для активной реализации их собственных полномочий, сколько самим правоохранительным органам для своевременного выявления нарушений прав  или проблемных моментов внутри структур.

        Да, нормативная база и, в частности, Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом  Генерального прокурора № 200 от 17 декабря 2007 года, не выделяет региональных уполномоченных в группу отдельных субъектов правоотношений в процессе разрешения жалоб и обращений граждан. Но по смыслу самого института, обращение к Уполномоченному нередко воспринимается самими заявителями как способ быть услышанным и получить от государства вразумительный, доступный для понимания ответ по поводу действий конкретных должностных лиц органов власти. И мы с коллегами убеждены, что нам с вами нужно строить взаимодействие  на понимании именно этого подхода, а не на основе сакрализации процессуальных статусов, на что упирают отдельные руководители республиканских и областных прокуратур.  Тем более, что по содержанию наших обращений мы не вмешиваемся в деятельность органов прокурорского надзора, а только настоятельно просим обратить внимание на те доводы заявителей, которые представляются вполне убедительными или подтверждаются документами или аудио-видеоматериалами».

На этом же заседании Координационного Совета  18 мая 2012 года Ирина Скупова была переизбрана его сопредседателем на очередной срок (с 2012 до 2014 года).

Новости уполномоченного . Поиск за день: "25 мая 2012"

25 мая 2012


Семинар «О механизмах ООН по правам человека» для федерального и региональных уполномоченных по правам человека

25 мая 2012

17 мая в г. Москве состоялся семинар «О механизмах ООН по правам человека» для федерального и региональных уполномоченных по правам человека


Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03