Уполномоченный
по правам человека
в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж 8(846) 374-64-30 (приемная)
Приемная граждан: г. Самара, ул. Маяковского, 20 8(846) 337-29-03 (для записи на личный прием к Уполномоченному)
Контакты в Интернет: Ombudsman.Samara@yandex.ru Телеграм канал ВКонтакте

Календарь событий
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Анонсы

Дата Анонс
08.07.2022 8 июля 2022 года в селе Большая Черниговка состоится прием граждан по вопросам реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
Жалоба в госслужбы или на их работу? Пишите!
?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

О.Д. Гальцова приняла участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Ресоциализация и реальное включение в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него»

Уполномоченный по правам человека в Самарской области О.Д. Гальцова приняла участие в состоявшейся 23 мая 2018 года Межрегиональной научно-практической конференции «Ресоциализация и реальное включение в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него».

Региональный обмудсмен представила вниманию участников конференции доклад «Проблемы реализации прав осужденных»

Уполномоченный отметила, что права и свободы осужденных подлежат такой же защите со стороны государства, как и права и свободы правопослушных граждан. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. 21 статья Конституции Российской Федерации гарантирует, что достоинство личности охраняется государством.

При исполнении наказаний осужденным должны гарантироваться права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации. Осужденные лишены свободы, но не своих прав. Именно из данной позиции исходит Уполномоченный по правам человека в Самарской области при осуществлении своей деятельности по защите прав и законных интересов лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Вместе с тем, нельзя не сказать о том, что согласно социологическому исследованию, проведенному совместно с Самарским национальным исследовательским университетом им. академика С.П. Королева в 2017 году, только 22% опрошенных граждан считают, что права человека в местах принудительного содержания в основном соблюдаются. 78% респондентов ответили, что права человека в местах принудительного содержания соблюдаются отчасти или не соблюдаются вовсе. В 2017 году права человека в местах принудительного содержания вновь попали в рейтинг прав, нарушаемых чаще остальных.

Сегодня на территории Самарской область отбывают наказание в виде лишения свободы 9565 человек. Кроме того, в колониях-поселениях на отбывают наказание 398 осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов.

Индикатором состояния обеспечения прав лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, являются их обращения, поступающие Уполномоченному по правам человека.

В 2017 году поступило 238 обращений из следственных изоляторов и исправительных учреждений. В основном они касаются несогласия с приговором суда, нарушений уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовного дела, на отказ в условно-досрочном освобождении, на действия сотрудников уголовно-исполнительной системы, на материально-бытовой обеспечение и медицинское обслуживание. Также поступают обращения с просьбой разъяснить законодательство.

Ни одно из поступивших обращений не было оставлено без внимания Уполномоченным. Все указанные в обращениях доводы и обстоятельства были тщательно изучены, проанализированы и проверены с помощью УФСИН по Самарской области и надзорных органов.

К сожалению, есть примеры, когда доводы осужденных, высказанные ими в обращениях, подтверждаются, а права осужденных граждан нарушаются.

Так, осужденный С. обратился к Уполномоченному с жалобой на незаконное применение меры взыскания администрацией ИК-26, а также на несогласие с выводом о нецелесообразности условно-досрочного освобождения. По результатам проверки факт совершения осужденным нарушения установленного порядка отбывания наказания был установлен рапортом сотрудника администрации ИК-26. Однако не были представлены другие документы, подтверждающие факт нарушения. Кроме того, проверкой установлена стойкая тенденция осужденного к исправлению, в связи с чем вывод администрации ИК-26 о нецелесообразности условно-досрочного освобождения был сделан необоснованно. Руководством УФСИН России по Самарской области было направлено письмо начальнику ИК-26 с рекомендациями отмены наложенного взыскания, а также пересмотра характеризующих осужденного С. данных и возможности его рекомендации к УДО.

Осужденный Р. незаконно содержался в ИК-13 на основании приговора, не вступившего в законную силу, после чего был направлен в СИЗО-1. Администрацией ИК-13 исчерпывающих мер по незамедлительному направлению Р. в следственный изолятор не было принято.

Важная роль в выполнении задачи защиты прав граждан, и в особенности осужденных, отводится прокуратуре РФ, которая осуществляет надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В 2017 году органами прокуратуры Самарской области в ходе проведения проверок соблюдения законности в СИЗО и ИУ Самарской области выявлено 728 нарушений закона, по которым внесено 147 представлений, возбуждено 12 дел об административных правонарушениях, отменено 147 незаконных приказов и постановлений начальников СИЗО и ИУ о применении к подозреваемым и осужденным мер поощрения и взыскания. Кроме того, направлено в суд 6 заявлений с требованиями устранить нарушения закона о пожарной безопасности; о содержании осужденных при опасном и особо опасном рецидиве изолированно от других осужденных; о создании и обустройстве запираемых помещений для проживания осужденных.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования привлечено к дисциплинарной ответственности 266 должностных лиц УИС, к административной – 9.

Вышеуказанные цифры свидетельствуют о том, что не всегда сотрудники УФСИН надлежащим образом исполняют свои служебные обязанности по обеспечению соблюдения установленных законом прав и свобод лиц, содержащихся в СИЗО и ИУ. Чтобы сформировать у осужденных навыки правопослушного поведения и образа жизни, уголовно-исполнительная система должна стать для них эталоном соблюдения прав человека.

Одним из самых важных факторов для исправления является реализация осужденными права на труд. Однако в нашем регионе из года в год количество занятых трудом осужденных снижается и по итогам 2017 года составляет 27,1%.

Лучшие показатели были установлены в ФКУ ИК-15, где численность осужденных, трудоустроенных на оплачиваемых работах, составила 89% от списочного состава. При этом все трудоспособные осужденные привлечены к оплачиваемому труду.

Вместе с тем, несмотря на лучшие показатели трудоустройства осужденных, в ИК-15 в 2017 году были выявлены нарушения трудовых прав осужденных. Женщины привлекались к сверхурочным работам, в том числе в выходные дни и ночное время суток. При этом фактически отработанное осужденными время занижалось. Более того, в целях повышения производительности труда администрация исправительного учреждения незаконно применяла меры взыскания, которые впоследствии были отменены по требованию прокурора.

В связи с этим на базе ИК-15 было проведено совместное совещание с руководством УФСИН, представителями ОНК и членами Общественного Совета при Уполномоченном и выработаны меры, направленные на восстановление нарушенных прав осужденных  женщин.

С сожалением вынуждена констатировать, что государственных и муниципальных контрактов, о чём мы говорим третий год подряд, в 2017 году не появилось. По результатам проведения расширенного заседания Общественного и Экспертного советов, в ходе которого был рассмотрен вопрос содействия трудоустройству осужденных, мы совместно обращались в органы власти, но вопрос не сдвинулся с мертвой точки. Однако мы не имеем права отступать, когда более 70% осужденных сидят в учреждениях без дела и, по их собственному выражению, «курят бамбук».

Проблема повышения эффективности труда осужденных обсуждалась на заседании Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Нижегородской области, который проходил в режиме видеоконференцсвязи в УФСИН России по Самарской области. По итогам заседания Совета было принято решение инициировать в органах власти субъектов Российской Федерации принятие региональных целевых программ поддержки промышленного сектора уголовно-исполнительной системы и содействия трудовой занятости лицам, отбывающим наказание в учреждениях ФСИН.

О ресоциализации осужденных через трудовую адаптацию мы говорили и на расширенном заседании Общественного и Экспертного советов при Уполномоченном.

Найти работу для осужденных – наша общая задача. Ведь привлечение к труду – это не только один из механизмов исправления, но и источник погашения ущерба потерпевшим. Привитие осужденным трудовых навыков способствует их успешной социальной адаптации в обществе после отбытия уголовного наказания.

По итогам рассмотрения вопроса Общественным и Экспертным советами даны несколько рекомендаций УФСИН по Самарской области: проработать вопросы возможного сотрудничества с торговыми сетями региона, а также внести в Самарскую Губернскую Думу предложения по изменению действующего законодательства для повышения эффективности работы при организации трудовой деятельности осужденных.

Еще одним стимулом к правопослушному поведению для осужденных является возможность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

В 2017 году удовлетворено 1 114 ходатайств осужденных об УДО, что составляет 46,88% от общего количества ходатайств осужденных, направленных в суд, хотя еще три года назад удовлетворялось не более 10% ходатайств – это был самый низкий показатель по Приволжскому федеральному округу.

Начиная с 2015 года было организовано широкое общественное обсуждение проблемы низкого процента удовлетворенных ходатайств и ситуация начала выправляться.

Вместе с тем нельзя забывать и о том, что от качественной подготовки документов многое зависит, когда речь идёт о судьбе человека. В этой части имеются недоработки.

Продолжают иметь место факты невыполнения положений ст.175 УИК РФ в части объективности, достоверности и полноты характеристик, направляемых в суд вместе с ходатайствами об УДО. В связи с этим надзирающими прокурорами в 2017 году внесено 40 актов прокурорского реагирования.

Благодаря взаимодействию Уполномоченного с УФСИН России по Самарской области, Самарской Губернской Думой, представителями правозащитного сообщества, Общественной наблюдательной комиссией по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания Самарской области в 2017 году существенно удалось переломить ситуацию с освобождением осужденных в связи с болезнью.

Удовлетворено 78 ходатайств осужденных об освобождении в связи с болезнью, что составляет 33,8 % от количества представленных в суд. Конечно, эта цифра кажется небольшой. Но ведь в 2016 году было удовлетворено всего 12,6%. Таким образом, количество удовлетворенных ходатайств возросло более чем в 2,5 раза.

Следует и дальше работать в этом направлении, чтобы больные осужденные смогли провести оставшееся время дома, в кругу близких и родных людей, с их вниманием и заботой.

Свою оценку соблюдения прав осужденных дали члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, которые проводили выездное заседание в Самарской области 12-14 февраля 2018 года под председательством М.А. Федотова.

М.А. Федотов совместно с членами Совета и сотрудниками аппарата Уполномоченного посетили места принудительного содержания, в том числе следственный изолятор №4, колонию-поселение №27, дом ребенка и реабилитационный центр «Аврора» при исправительном учреждении №15 УФСИН России по Самарской области. Однако мы все прекрасно понимаем, что это образцово-показательные учреждения, но у нас есть немало колоний, где необходимо совершенствовать условия содержания осужденных.

Члены Совета отметили достойное материально-бытовое обеспечение и человеческое отношение к осужденным со стороны сотрудников учреждений, подведомственных УФСИН России по Самарской области. В частности, было рекомендовано распространить практику открытия реабилитационных центров при женских колониях с возможностью матерей, отбывающих наказание, проживать совместно со своими детьми, рожденными в неволе.

По итогам визита в Самарскую область члены Совета СПЧ сформулировали ряд вопросов, требующих обсуждения на федеральном уровне и принятия мер. Так, для содействия осужденным в трудоустройстве и ресоциализации необходимо рассмотреть возможность принятия закона о социальной поддержке лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Для предприятий, размещающих заказы в учреждениях ФСИН, необходимо предусмотреть льготы.

Большая часть осужденных, поступающих в учреждения УИС области, имеют социально значимые заболевания: гепатит, туберкулез, ВИЧ-инфекцию. Антиретровирусную терапию получают 54,9% вич-инфицированных.

Вызывает озабоченность количество осужденных, страдающих наркозависимостью, таких в наших учреждениях 17%. О том, что полностью победить это негативное явление пока не удается, говорили на недавнем координационном совете российских уполномоченных первый заместитель директора ФСИН Анатолий Анатольевич Рудый, а также начальник УФСИН России по Самарской области Рамиз Чобанович Алмазов на расширенной коллегии УФИН России по Самарской области по подведению итогов работы за 2017 год.

В 2017 году, так же как и в 2016-м, в отношении осужденных, имеющих диагноз «наркомания», в суды было направлено только 11 материалов.  Все ходатайства администраций учреждений судами были удовлетворены и осужденные получили доступ к высококвалифицированной наркологической помощи.

Неудивительно, что наркозависимые осужденные продолжают заниматься своей преступной деятельностью, изыскивая новые каналы поставки наркотиков в исправительные учреждения. Необходимо безотлагательно принимать меры, направленные на лечение осужденных с целью освобождения их от патологической зависимости, поскольку отбыв срок наказания и выйдя на свободу, они продолжают употреблять наркотики, добывая при этом денежные средства преступным путем - распространяя наркотики, совершая кражи, грабежи, разбои и т.д.

Еще одной проблемой реализации прав осужденных является восстановление и оформление документов, удостоверяющих личность, паспортов. И такие обращения от осужденных к лишению свободы ежегодно поступают в почту Уполномоченного.

Неоднократно говорилось, что нет проблем с документированием осужденных по месту жительства, паспорт им выдается в течение максимум трех месяцев после освобождения. Но ведь так происходит не всегда. А если требуется устанавливать личность? А если утрачено свидетельство о рождении? А если надо устанавливать факт проживания на 6 февраля 1992 года?

Сотрудники исправительного учреждения с решением задачи не справились, а где гарантия, что справится человек, не имеющий средств к существованию, неграмотный юридически? В Российской Федерации паспорт либо иное действительное удостоверение личности и гражданства необходим для реализации многих прав и свобод, гарантированных Конституцией. Устройство на работу, регистрация брака, получение медицинской помощи, принятие наследства, даже приобретение билета - совершение всех этих действий без паспорта невозможно.

Освободившиеся после отбытия наказания в местах лишения свободы, и не получившие действительного документа, удостоверяющего личность, неоднократно отмечали, что не имеют ни малейшего шанса начать новую жизнь.

Сегодня в исправительных учреждениях области отбывают наказания лица, документы которых были утеряны в ходе следствия. Как свидетельствуют обращения в адрес Уполномоченного, исчезновение документов обнаруживается ими не сразу, виновные в утрате должностные лица и их руководители ответственности не несут, а сотрудники исправительных учреждений тратят немало сил и средств на восстановление утраченных данных.

Нередко осужденные освобождаются без паспорта в связи с отсутствием ответов на запросы, направленные исправительным учреждением.

Поступают в адрес Уполномоченного жалобы на проблемы, возникающие с оформлением паспортов в связи с необходимостью проведения процедуры установления личности. При этом некоторые осужденные отмечали, что были судимы неоднократно, и их личности ни у судей, ни у следователей сомнений не вызывали. Практика работы свидетельствует, что осужденные не могут получить паспорта во время отбытия наказания в связи с невозможностью или нежеланием родственников приехать в исправительное учреждение для опознания. Между тем речь идет о лицах, личность которых должна была быть установлена до осуждения.

К Уполномоченному нередко поступают обращения от иностранных осужденных, которые проживали на территории России длительное время до совершения преступления и считали себя гражданами Российской Федерации. Им были даны разъяснения относительно порядка приобретения российского гражданства, возможности проживания на территории РФ после осуждения и порядка получения документов.

Так, гражданин Туркменистана Ч. находился в местах лишения свободы на территории Самарской области с 2003 года. Со справкой об освобождении он попал в центр содержания иностранных граждан, подлежащих депортации, однако из Туркменистана пришел отказ и гражданина отпустили из центра без каких-либо документов.

В настоящее время в России реализуется целый комплекс правовых реформ, направленных на дальнейшую гуманизацию условий содержания осужденных лиц, ресоциализацию тех, кто отбывает наказание в виде лишения свободы.

Президент РФ В.В. Путин, выступая на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ в 2018 году, пообещал, что власти страны продолжат работу по гуманизации законодательства.

Среди целей гуманизации уголовного законодательства - повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов, повышение гарантий соблюдения прав и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу.

Особую значимость современный этап развития уголовно-исполнительной системы приобретает в отношении женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед современной пенитенциарной системой России, является проведение эффективной работы, направленной на улучшение условий отбывания наказания, смягчение режима содержания женщин в исправительных учреждениях, защиту их личных прав, свобод и законных интересов.

В Министерстве юстиции РФ в декабре 2017 года был утверждён приказ его главы Александра Владимировича Коновалова № 300, который позволяет десяткам тысяч матерей и отцов, находящихся в российских тюрьмах, получать отпуска и выезжать за пределы исправительных учреждений.

Речь идёт об осуждённых, которые содержатся в колониях общего режима, в колониях-поселениях и других учреждениях ФСИН с облегчённым режимом содержания, имеющих  детей до 14 лет.

Как отмечает в своём приказе Коновалов, поехать в отпуск к своим детям смогут и осуждённые мужчины.

Кроме того, есть приказ № 127 от 6 июля 2017 года, позволяющий заключённым женщинам с хорошим поведением жить в арендованной квартире со своими детьми. Нет только подзаконных актов, которые позволили ли бы приказу работать! В связи с этим вице-премьер Ольга Голодец приказала разработать Александру Коновалову и его коллеге — начальнику ФСИН Геннадию Корниенко данные нормативы. Голодец также потребовала от глав Минюста и ФСИН РФ разработать конкретные предложения, как сделать так, чтобы осуждённые женщины, имеющие детей до 14-летнего возраста, которые совершили преступления небольшой или средней тяжести, отбывали наказание, не связанное с заключением под стражу и лишением свободы.

Благодаря гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства тысячи осуждённых смогут дожидаться полного освобождения не в колониях, а в арендованных квартирах, расположенных в тех же посёлках и городах, что и ИК.

Кроме того, в своём приказе глава Минюста РФ Александр Коновалов на усмотрение начальника колонии разрешает направлять осуждённых для работы на предприятия, расположенные за территорией тюрьмы. А вот примерным женщинам-осуждённым позволят не только снять жильё, но и проживать там вместе со своей семьёй — мужем и (или) детьми.

Вместе с тем, до настоящего времени в Самарской области нет ни одного случая воссоединения осужденной женщины с семьей!

Говоря о гуманизации законодательства, нельзя нет сказать несколько слов о работе комиссии по вопросам помилования при  губернаторе Самарской области, которая была образована в 2002 году. Милосердие и прощение, которые несет в себе помилование, — то, в чем сейчас очень нуждается наше общество. Институт помилования надо развивать!

По данным УФСИН России по Самарской области, за последние несколько лет комиссией по помилованию не было поддержано ни одно ходатайство осужденных к лишению свободы, поступившее из исправительных учреждений.

Уполномоченный считает необходимым проводить заседания комиссии более демократично, гласно, с приглашением представителей правозащитных организаций, прессы, телевидения. Большинство заседаний должно быть выездными, поскольку они дают возможность непосредственного общения с осужденными, с работниками исправительного учреждения и тем самым позволяют сформировать достаточно полное представление о лице, подавшем ходатайство, на основе чего и выносится решение по существу.

Время заседания не должно ограничиваться, каждое ходатайство должно досконально изучаться членами Комиссии и обсуждаться столько времени, сколько необходимо для вынесения объективного, справедливого и гуманного решения.

Новости уполномоченного . Поиск за день: "23 мая 2018"

23 мая 2018


О.Д. Гальцова представила ежегодный доклад врио Губернатора Самарской области

23 мая 2018


Состоялся круглый стол на тему: «Права и свободы человека и гражданина» в рамках проекта «Экономическая, финансовая и правовая грамотность для людей предпенсионного и пенсионного возраста»

23 мая 2018


Консультант аппарата Уполномоченного принял участие в круглом столе, приуроченном ко Всемирному дню борьбы с рассеянным склерозом

23 мая 2018


Гальцова

Ольга Дмитриевна

Уважаемые посетители сайта!
Я рада приветствовать вас на обновленном сайте Уполномоченного по правам человека в Самарской области. На этом ресурсе вы сможете найти всю необходимую информацию о работе государственного правозащитника и правозащитной деятельности на территории Самарской области в целом, отправить обращение Уполномоченному, познакомиться с новостями законодательства.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области открыт для взаимодействия с общественностью в деле содействия реализации прав граждан, защиты и восстановления нарушенных прав. В сложной ситуации каждый житель области может рассчитывать на правовую поддержку Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека в Самарской области
Ольга Дмитриевна Гальцова

Уполномоченный по правам человека в Самарской области

443020, г. Самара, ул. Ленинградская, 75, 2 этаж
(846) 374-64-30 (приемная)
Ombudsman.Samara@yandex.ru
@Ombudsman63

Приёмная граждан

г. Самара, ул. Маяковского, 20,
(846) 337-29-03